Кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики
Учебная работа
Дисциплины кафедры
Методические материалы
Научная деятельность
Проекты
Публикации
Аспиранты
Сотрудники кафедры

Исследование динамики ассоциативного мышления носителей русского языка

Старостина Е.В.

Социальные, политические, экономические, культурные и другие изменения, которые происходят в обществе, делают актуальным исследование отражения этих изменений в сознании носителей языка. Одним из наиболее эффективных способов исследования языкового сознания и тех изменений, которые в нем происходят, является анализ вербальных ассоциаций.

Изучение динамики ассоциативного мышления носителей того или иного языка можно вести несколькими способами. Во-первых, можно сопоставлять реакции носителей языка разного возраста, то есть изучать возрастную динамику; во-вторых, можно сопоставлять реакции на одни и те же стимулы, полученные от испытуемых в разное время, то есть изучать временную динамику. В настоящее время существуют исследования как первого, так и второго типов (см. работы Н.В. Уфимцевой, В.Е. Гольдина, А.П. Сдобновой, Е.С. Ощепковой и др. исследователей).

В настоящей работе объединены результаты исследования как временной, так и возрастной динамики ассоциативного мышления носителей русского языка.

В качестве метода исследования нами был выбран способ подсчета степени наложения реакций, предложенный Дизом и описанных в работах [Григорьев, Кленская 2000] и [Ощепкова 2006]. Операция подсчета заключается в следующем: из двух выборок необходимо отобрать все совпадающие реакции и подсчитать долю каждой реакции (отношение ее частоты к общему количеству реакций). Затем нужно выбрать все меньшие частоты и суммировать их. Таким образом мы получаем число степени наложения реакций, которое может варьироваться от 0 (отсутствие одинаковых реакций) до 1 (все реакции полностью совпадают).

Данный способ можно применить как для подсчета степени наложения реакций испытуемых разного возраста, так и для подсчета степени наложения реакций в экспериментах, проведенных в разное время.

Материалом нашего исследования являются Ассоциативный словарь школьников Саратова и Саратовской области (АСШС), в котором собраны реакции, полученные от детей в возрасте от 7 до 17 лет (время проведения экспериментов – конец 90-х годов – настоящее время); Русский ассоциативный словарь под ред. Н.Ю. Караулова (РАС), в котором собраны реакции, полученные от людей в возрасте от 17 до 25 лет (время проведения экспериментов – конец 80-х – начало 90-х годов); а также результаты ассоциативных экспериментов (АЭ), проведенных нами с носителями русского языка в возрасте от 17 до 55 лет (время проведения экспериментов – 2005-2007 гг.).

Анализ временной динамики позволил выделить три группы стимулов:

  1. стимулы, реакции на которые изменились минимально (степень наложения реакций от 0,45 до 0,48): тяжелый, взрослый, школьный;
  2. стимулы, для которых изменение реакций находится в срединном промежутке (степень наложения реакций от 0,21 до 0,39): старый, старик, он, муж, мальчик, литература, думаешь, думать, город, быстро, билет, солдат, рубль, обычно, клевый, классный, затормозить, зануда, еле-еле, волшебник, осень, ненавидеть, кидать, каникулы, долго, обман, хлеб, практика, жадный, гордый, плохо, деньги, лгать, воровать.
  3. стимулы, реакции на которые изменились максимально (степень наложения реакций от 0,09 до 0,20): институт (0,09), думаем (0,17), армия (0,18), ученик (0,20), ненавидеть (0,17), компьютер (0,14), дружба (0,19), государство (0,15), измена (0,19), работать (0,16), врать (0,11), болтаться (0,15), работа (0,20).

Не менее интересно выявить, что именно меняется в реакциях испытуемых. Рассмотрим в качестве примера реакции на стимул работать (степень наложения реакций – 0,16).

Среди частотных реакций на стимул работать совпадает только одна реакция – трудиться (7 и 8 реакций соответственно). Реакции усердно (8) и хорошо (8), которые в РАС являлись самыми частотными, в нашем эксперименте встретились всего по 1 разу. В нашем эксперименте самой частотной реакцией являлась реакция деньги (11), которая ни разу не встретилась в РАС. Все остальные совпадающие реакции также являются единичными.

Анализ ассоциаций показывает, каким именно образом изменилось отношение к испытуемых к работе. В реакциях РАС достаточно большую группу составляют реакции, характеризующие процесс работы как тяжелый и изнурительный: до упора, не покладая рук, усталость, в поте лица, вкалывать, как вол, до ночи, до потери пульса, до упаду, до утра, допоздна, как сволочь, как собака, напряженно, упорно, усиленно, устать. При этом работа практически никак не оплачивается: задарма, не платят.

Результаты нашего эксперимента показывают, что сейчас для испытуемых работа ассоциируется прежде всего с деньгами: деньги, зарабатывать, зарабатывать деньги, зарплата, получать деньги, деньги зарабатывать, заработок денег, заработок, прибыль. Реакций, характеризующих процесс работы как тяжелый, стало значительно меньше: вкалывать, мучиться, напрягаться, упорно, усердно, устать.

Причины, по которым настолько сильно изменились реакции, вполне понятны, если мы вспомним экономическую ситуацию и ситуацию с выплатой зарплаты в начале 90-х годов.

Проведенное исследование временной динамики позволило нам сделать выводы о том, что на изменение показателя степени наложения реакций влияет не только изменение в отношении носителей языка к явлению, стоящему за стимулом, но и форма стимула, его частеречная и стилистическая принадлежность, а возможно, и какие-то иные факторы, которые еще предстоит выявить.

Для дальнейшего исследования было отобрано 6 стимулов. Стимулы работа, работать и армия относятся к той группе стимулов, реакции на которые значительно изменились за последние 15 лет. При этом реакции на эти стимулы, связанные с работой, начали меняться уже давно, что подтверждает исследование Е.С. Ощепковой, которая сопоставляла словарные статьи «Словаря ассоциативных норм русского языка» (САНРЯ) под ред. А.А. Леонтьева, который был издан в 1977г. и «Русского ассоциативного словаря» (РАС) под ред. Ю.Н. Караулова, составленного в 1988-1991гг.

Стимулы тяжелый, взрослый, школьный относятся к тем стимулам, реакции на которые практически не изменились.

Для подсчета степени наложения реакций для каждого из стимулов нами были составлены таблицы (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Реакции на стимул «армия».

Реакция АСШС 7-17 лет (597)*
к 90-х – н 2000-х
АЭ 17-25 лет (149)
2005-2007
РАС 17 -25 лет (485)
к 80-х – н 90-х
АЭ 26 – 55 лет (132)
2005-2007
война 12,06 % 2, 68 % 0,6 % 7, 58 %
войско 6,7 % 0, 67 % 1 % -
солдат 5,53 % 22,15 % 4,5 % 31, 82 %
солдаты 5,36 % 12,08 % 0,8 % 12,88 %
служба 3,02 % 15,44 % 1 % 9,09 %
служить 1,34 % 1,34 % 0,6 % 1,52 %
флот 1,17 % 2,01 % 2 % -
полк 1,01 % 2,01 % - -
сила 1,01 % 1,34 % 1,1 % -
Советская - - 13 % 0,76 %
Красная 0,17 % - 9,4 % 0,76 %
долг - 1,34 % 0,2 % 0,76 %
честь - 0,67 % 0,2 % 0,76 %
и т.д.

Используя данную таблицу, мы подсчитали степень наложения реакций у испытуемых разного возраста (7-17 лет, 17- 25 лет и 26 – 55 лет) (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Степень наложения реакций на стимул «армия».

АСШС (7-17 лет) и АЭ (17-25 лет) 0,28
АЭ (17-25 лет) и АЭ (26 – 55 лет) 0,57
АСШС (7- 17 лет) и АЭ (26-55 лет) 0,29
РАС (17-25) к. 80-х – н. 90-х и АЭ (17-25) 2005-2007      0,18
РАС (17-25) к. 80-х – н. 90-х и АЭ (26-55) 2005-2007 0,14

Выяснилось, что степень наложения реакций первых двух возрастных групп испытуемых составила 0, 28 (это означает, что реакции изменились в средней степени), вторых двух групп испытуемых – 0, 57 (реакции практически не изменились), и первой и третьей групп – 0, 29 (реакции изменились в средней степени). То есть с возрастом реакции на стимул армия меняются не очень существенно, при этом основные изменения происходят в юношеском возрасте, то есть сильнее различаются реакции детей и молодежи, и в меньшей степени различаются реакции молодежи и людей среднего возраста.

Временная динамика получилась следующая: реакции испытуемых одного возраста (17 – 25 лет), но собранные в разное время, имеют степень наложения 0,18. Это говорит о том, что реакции изменились достаточно сильно. Если же сопоставить реакции молодежи в возрасте 17-25 лет, собранные в конце 90-х (РАС), и реакции людей среднего возраста, собранные в 2005-2007 гг. (АЭ), то получаем степень наложения реакций 0, 14. Это значит, что реакции изменились еще больше. То есть, условно говоря, те же самые люди, которые, будучи студентами, давали одни реакции, повзрослев, дают уже другие реакции. То есть, как мы видим, это в большей степени связано не с их возрастом, а с теми изменениями, которые произошли в обществе за это время. При этом студентов 90-х годов и нашего времени «сближает» одинаковый возраст, и у них больше одинаковых реакций, чем у студентов 90-х и современных людей среднего возраста.

При анализе степени наложения реакций на стимул работа выяснилось следующее: реакции молодежи по сравнению с реакциями детей изменились, но не очень сильно (0,22), реакции людей среднего возраста по сравнению с реакциями молодежи изменились еще меньше (0,37), реакции детей больше отличаются от реакций людей среднего возраста (0,19). При изучении временной динамики выяснилось следующее: реакции молодежи разных эпох имеют больше совпадений, чем реакции одних и тех же испытуемых, данные ими в разное время (см. Таблицу 3).

Таблица 3. Степень наложения реакций на стимул «работа».

АСШС (7-17 лет) и АЭ (17-25 лет) 0,22
АЭ (17-25 лет) и АЭ (26 – 55 лет) 0,37
АСШС (7- 17 лет) и АЭ (26-55 лет) 0,19
РАС (17-25) к. 80-х – н. 90-х и АЭ (17-25) 2005-2007      0,20
РАС (17-25) к. 80-х – н. 90-х и АЭ (26-55) 2005-2007 0,15

При изучении степени наложения реакций на стимул работать видим практически ту же саму картину, за исключением того, что реакции детей имеют больше сходств с реакциями людей среднего возраста, нежели чем с реакциями молодежи, а также практически совпадает степень наложения реакций у испытуемых разных эпох (см. Таблицу 4).

Таблица 4. Степень наложения реакций на стимул «работать».

АСШС (7-17 лет) и АЭ (17-25 лет) 0,30
АЭ (17-25 лет) и АЭ (26 – 55 лет) 0,36
АСШС (7- 17 лет) и АЭ (26-55 лет) 0,36
РАС (17-25) к. 80-х – н. 90-х и АЭ (17-25) 2005-2007 0,16
РАС (17-25) к. 80-х – н. 90-х и АЭ (26-55) 2005-2007 0,17

Что касается стимулов тяжелый, взрослый, школьный, которые относятся к тем стимулам, реакции на которые практически не изменились со временем, то здесь мы наблюдаем несколько иную картину (см. Таблицы 5, 6, 7): возрастные изменения в общем происходят те же: больше всего различий между реакциями детей и молодежи, меньше между реакциями молодежи и людей среднего возраста.

Но возрастная динамика иная: реакции людей разных эпох одного и того же возраста имеют меньше сходств, чем реакции одних и тех же людей, данные ими в разное время. На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что реакции на эти стимулы мало подвержены изменениям во времени, но еще в меньшей степени эти изменения зависят от возраста испытуемых. То есть если в детстве или юности человек составил какое-то представление о явлениях, обозначаемых данными стимулами, это представление будет мало зависеть как от возраста, так и от эпохи.

Таблица 5. Степень наложения реакций на стимул «тяжелый».

АСШС (7-17 лет) и АЭ (17-25 лет) 0,50
АЭ (17-25 лет) и АЭ (26 – 55 лет) 0,57
АСШС (7- 17 лет) и АЭ (26-55 лет) 0,54
РАС (17-25) к. 80-х – н. 90-х и АЭ (17-25) 2005-2007 0,47
РАС (17-25) к. 80-х – н. 90-х и АЭ (26-55) 2005-2007 0,53

Таблица 6. Степень наложения реакций на стимул «взрослый»

АСШС (7-17 лет) и АЭ (17-25 лет) 0,44
АЭ (17-25 лет) и АЭ (26 – 55 лет) 0,59
АСШС (7- 17 лет) и АЭ (26-55 лет) 0,48
РАС (17-25) к. 80-х – н. 90-х и АЭ (17-25) 2005-2007 0,48
РАС (17-25) к. 80-х – н. 90-х и АЭ (26-55) 2005-2007 0,61

Таблица 7. Степень наложения реакций на стимул «школьный»

АСШС (7-17 лет) и АЭ (17-25 лет) 0, 43
АЭ (17-25 лет) и АЭ (26 – 55 лет) 0, 55
АСШС (7- 17 лет) и АЭ (26-55 лет) 0,49
РАС (17-25) к. 80-х – н. 90-х и АЭ (17-25) 2005-2007 0,45
РАС (17-25) к. 80-х – н. 90-х и АЭ (26-55) 2005-2007 0,54

Итак, проведенное исследование показало, что на изменение ассоциативных реакций влияет как возраст испытуемых, так и то время, та эпоха, в которую они живут. При этом фактор времени или эпохи оказывает более сильное влияние, чем фактор возраста. Испытуемые одного и того же возраста, но живущие в разное время, дают меньше одинаковых реакций, чем испытуемые разного возраста, однако живущие в одну и ту же эпоху.


* В скобках указано общее количество реакций

Литература

Ассоциативный словарь школьников г. Саратова и Саратовской области: электронный вариант (АСШС).

Григорьев А.А., Кленская М.С. Проблемы количественного анализа в сопоставительных исследованиях ассоциативных полей // Языковое сознание и образ мира. М., 2000. С. 301-306.

Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А. Ассоциативный тезаурус русского языка: Русский ассоциативный словарь (РАС). Кн. 1- 6. М., 1994 – 1999.

Ощепкова Е.С. Опыт исследования динамики языкового сознания русских (70-90-е годы) // Речевая деятельность. Языковое сознание. Общающиеся личности. VX Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 30 мая - 2 июня 2006 г. / Под ред. Е.Ф. Тарасова. Калуга, 2006. С. 210-111.

Hosted by uCoz