Кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики
Учебная работа
Дисциплины кафедры
Методические материалы
Научная деятельность
Проекты
Публикации
Аспиранты
Сотрудники кафедры

Новое о Самодуровке (из материалов экспедиций 2008 года)

Н.В. Свешникова

В сентябре 2008 года состоялись диалектологические экспедиции в с. Земляные Хутора Аткарского района и с. Белогорное Вольского р-на Саратовской области, организованные преподавателями кафедры теории и истории языка и прикладной лингвистики Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Проект этих экспедиций был осуществлен при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 08-04-27761е/В) и предполагал сбор текстового материала, а также сведений исторического, этнографического и культурологического характера.

Изучение говоров на территории названных населенных пунктов ведется с конца 90-х годов в рамках проекта по созданию электронного корпуса диалектных текстов. Этот текстовый корпус создается как модель традиционной сельской коммуникации на диалекте, отражающая речевое общение в конкретных условиях жизни конкретного речевого коллектива. Диалектные тексты говоров с. Белогорного и с. Земляные Хутора представлены в виде самостоятельных подкорпусов, что связано с ориентацией корпуса на систему одного конкретного говора.

Во время экспедиций были собраны разнообразные сведения об истории сел, особенности их заселения, о местных обычаях и обрядах, о ведении хозяйства, о домашнем укладе в старых семьях, о сельских праздниках и т.д. Кроме того, было записано большое количество диалектных текстов различной тематики с целью их дальнейшей обработки и подготовки для включения в электронный текстовый корпус. Представленные в этой публикации фрагменты текстов записаны в с. Белогорном.

Белогорное - одно из старейших сел Саратовской области: ему уже более 300 лет. По мнению жителей, первопоселенцы появились здесь примерно в восьмидесятые годы ХVII века. Это были старообрядцы (или кулугуры, как их здесь называют), которые не приняли церковные реформы Никона и, спасаясь от преследований за верность старой вере, бежали из родных мест и поселились в приволжских лесах.

Изначально село называлось Самодуровкой. По сохраняющемуся преданию, первым ее поселенцем был некий Клим. Предполагают, что он был дьяк или древнего рукоположения причетник, который вместе со своим семейством бежал от гонений «за содержание древнего благочестия» из Москвы в приволжские леса, взяв с собой только священные книги. Вместе с ним бежали еще несколько старинных семейств. Здесь они поселились в лесу, в овраге. Впоследствии этот овраг, став своего рода святым местом для живущих в селе старообрядцев, получил название Климов дол.

Первопоселенцы Самодуровки были приверженцами поморского вероучения, возникшего на русском севере, в Поморье. К середине ХIХ века, по свидетельству документов, Самодуровка становится крупным центром поморства в Поволжье. Сюда постоянно наезжают старцы из Поморья, читающие проповеди и «совращающие» в поморство самодуровских крестьян.

Выход староверов из леса и переселение их в долину произошло после указа Петра I, изданного им в 1714 году, которым он легализовал старообрядчество и разрешил всем старообрядцам, скрывающимся по лесам, оврагам и урочищам, выйти на привольные земли и заселить их.

Кроме староверов, в Самодуровке стали поселяться и «истинно православные» крестьяне, которых здесь называют «церковными».

О заселении Самодуровки

Когда они поссорились из-за креста/ у нас вот так у церковных/ а у них вот так (показывает, как складывать пальцы для крестного знамения)/ и начали спор// и до тех пор доспорились/ отец Никон умчался вот туда в до-лину/ и там поселились// там вот сейчас три креста/ где они поселились// и землянка была// ну сейчас-то землянка вся обрушилась// вот это начало// потом приезжали…/ здесь было море/ и там они поселились// и вот когда это высохло всё/ и стали люди сюда приезжать// но люди не русские/ а из Мордовии// но тоже наверное старообрядцы//

Из истории Самодуровки

- а здесь был помещик? 
нет// вот у нас вот в Большой Чернавке был барин// вот там две ули-цы/ вот там сейчас трасса проходит/ где ездит автобус// вот там была барщина по той улице// а вот что сюды к горам вот/ вот от нас вот/ это были мещане// не было там барщины// у нас хотел барин…/ ехал/ откуда он ехал/ не знай/ проверял наши поля и хотел поселиться// хвать/ мужики его вилами и спыряли// не дали ему здесь поселиться/ барину// у нас не было ни-кого//

О церкви

1. Вот где дорога главная идет/ и вот поворот/ и на правой стороне стояла церква// но она была деревянная// и вот когда начали уничтожать-то/ колхозы организовали/ и в нее партейцы/ коммунисты зашли и деревян-ные иконы собрали и в голландку насовали и зажгли// ну господь не дал тер-пения// как вспыхнуло/ загорелось/ и всё сгорело// - этой церкви много было лет? Нет// она только что построена была// потому что они [церковные] посля пришли в наше село// пока построили/ пока что…// нет/ она недолго стояла// наши-то моленные старше// они раньше построены были//
2. у нас сгорела одна// вот где сейчас крестик/ там напротив белое здание// это была церковно-приходская школа// и здесь была церковь// эта школа так и осталась// а видели/ как она построена?// кирпичик к кирпичи-ку// руками// не то что сейчас// … мой двоюродный дед был священником// «бороду если не острижешь/ мы тебя расстреляем»// а он говорит/ «нет/ я свой образ не буду менять»// и его расстреляли/ вот как церковь сгорела так и…// я вот помню/ маленькая была/ остался как бы коридор// и там сделали летний клуб/ и я там была//

О старообрядцах

Едят со своей чашки/ пьют из своей чашки/ свои ложки только// если кто-то из нее попьет/ они начинали отмаливаться// они даже когда прихо-дили на похороны/ на поминки/ они приходили со своей посудой// со своими чашками/ со своей тарелочкой и полотенцем своим// приходили всегда со своим и потом всё это собирали//… отдельно было/ тряпочки…// они даже когда со стола вытирали/ у них всё было по отдельности// … крошки тоже в ведро не выкидывали// это скотине хлебные крошки// и то заставляли…/ хлеб резал только муж/ и эти крошки маленьким кусочком собирали// чтобы эти крошки вообще не вытирали со стола/ и тут же их съедали// … в гос-тях чаще всего не ели// если застолье/ то опять со своей посудой// а на чай друг к другу не бегали// это не считалось за хороший тон// должно быть дома всё своё//


О раскулачивании

В 29-м нас раскулачили// скотину всю угнали/ одежу всю собрали/ увез-ли// хлеб забрали/ даже ничего нам не оставили//… у нас вот специальный амбар стоял впереди/ вот у нас его вывезли/ весь амбар// у нас вот в активе была женщина/ Матреной звали// мы ее Матрёшка Соколова всё…// она за-лезла туды выгребать/ и всё кричала до последнего// а я стоял рядом с две-рью// кричала/ «варежкой надо замахнуть!/ варежкой надо замахнуть!»// совести никакой не было// только бы…// оставила бы в уголке/ «ну а это ре-бятишкам»// не-е-ет//… сорок подвод отогнали// ну полный амбар был//
- а кого-нибудь из деревни выселяли?
Выселяли/ выселяли// вот соседи у нас…// кого в Киргизию вот…// по-сля уже узнали/ а сперва-то где узнаешь/ куды увезли?// не знай// приезжали ночью/ увозили//
- потом кто-то вернулся назад?
Кто живой остался// а то все там помирали// а которы в Америку уез-жали// вот где наша моленная стоит/ по ту сторону дом стоял// у них фа-милия Зеленовы были// у них золота много было// они все в Америку уехали//
- а куда в Америку? Туда, где старообрядцы живут?
Наверное// там очень много старообрядцев в Америке// уезжали в 29-м, 30-м// вот она у нас и обредела Самодуровка-то// вот и по ту сторону были увезены/ и по эту сторону// она такой редкой и стала//


О пожаре

Вот самый сильный пожар был// вот где моленная наша стоит/ а по ту сторону жили-то/ это которы уехали в Америку//… старушка вынесла золу и высыпала в передний угол в избе/ не в избе/ а там у избы// и ветерок был/ день-то был жаркий/ теплый// и раздуло ее/ золу-то/ и занялся// и вот дом-то…// моленная осталась целой/ через нее перекинуло и пошел/ пошел/ пошел// а вот моленная вот эта осталась так// нисколько не задело ее//


О домовых

1. У меня прабабушка…/ дома всё убиралось/ всё подметалось/ всё мы-лось// потом она проходила везде и веник вверх ногами рядом с дверью ста-вила// я раз взяла да выкинула его во двор// эх как она меня утром ругала!// и потом молилась три дня/ и постилась три дня// что-то связано с домовым/ это серьезное дело такое…//
2. Наша бабушка в доме домового даже подкармливала// кусочек саха-ра ложила на тарелочку/ молочка/ кусочек хлеба ложила// и потом/ хлеб усы-хает/ она его отдавала скотине или закапывала// то есть не выкидывала/ скотине отдавала// воду под деревце какое-то/ под вишню/ под яблоню выли-вала/ а не просто так// молоко кошке// а собаке нельзя// либо корове/ либо кошке// и свиньям нельзя// я помню// ее в больницу положили/ она прямо…/ «вот там стоит/ это кошке// это отдашь корове// ни свиньям ни собакам нельзя ничего// это туда выльешь/ это туда поставишь// помоешь/ вытрешь вот такой-то тряпочкой»//

Hosted by uCoz