Кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики
Учебная работа
Дисциплины кафедры
Методические материалы
Научная деятельность
Проекты
Публикации
Аспиранты
Сотрудники кафедры

Содержание учебной дисциплины
"Количественные методы в филологии"

1. Филология и математика. Типы объектов филологии (ОФ) и их свойства. Измеримость ОФ. Системность ОФ. Представление о речи как о процессе, подчиняющемся вероятностно-статистическим закономерностям. Естественная речь и специальные подъязыки наук как разные формы и этапы развития семиозиса. Различие слов и математических символов в их отношении к контексту. Необходимость специальной филологической интерпретации количественных данных как условие корректного перехода oт содержания, выраженного на языке математики, к филологическим понятиям и идеям.

2. Частотные словари (ЧС), их создание и использование. Лексические единицы (ЛЕ) в ЧС: лексема (лемма), словоформа, текстоформа (словоупотребление). Проблема подачи омонимов (омографов, омоформ) в ЧС. Источники ЧС. Строение ЧС. Абсолютная частота ЛЕ и относительная. Статистические параметры словаря. «Голова» словаря, его «тело» и «хвост». Характер слов или словоформ, наполняющих каждую из частей словаря. Закон Ципфа и проблема филологической интерпретации зависимости между рангом и частотой слова. Гипотеза М.B. Арапова о связи выполняемости закона Ципфа с цельностью отражаемой текстом ситуации. Различия в структуре ЧС корпусов текстов и отдельных текстов. Языковой образ мира по материалам ЧС языка. Частотные характеристики в словарях художественных произведений и «писательских» словарях. Частотные характеристики в ассоциативных словарях.

3. Стилеметрия. Функциональные стили и их доминанты. Стилеобразующие признаки текстов. Распределение частей речи и присущих им грамматических форм в текстах, относящихся к разным стилям. Интерпретация своеобразия распределения глаголов, наречий, существительных, прилагательных, местоимений-существительных, частиц в полярных стилях речи. Распределение частей речи и присущих им грамматических форм в текстах «художественного стиля». Отношение «художественного стиля» к функционально-стилистическому варьированию речи (на основании данных стилеметрии). Стилевые различия длины и структуры предложений. Проблема формализации этих параметров. Их исследование в стилеметрии.

4. Атрибуция текстов с использованием количественных данных. Текстология и практические потребности в научных методах атрибуции текстов. Развитие количественных методов атрибуции текстов. Проблема выбора совокупности диагностирующих признаков. Филологическая интерпретация варьирования диагностических признаков текста и обусловленности авторских предпочтений в этой области. Осознаваемые и неосознаваемые автором стороны речи. Различия в степени выражения авторской индивидуальности, соответствующие эпохе, литературным направлениям, речевым нормам. Генеральная совокупность и выборки из генеральной совокупности. Анализ решения скандинавскими исследователями проблемы авторства «Тихого Дона» на основе использования количественных признаков.

5. Количественные методы в психолингвистике. Организация психолингвистического эксперимента, обработка его данных и интерпретация полученных результатов. Методика семантического шкалирования. Количественный анализ материала ассоциативных экспериментов. Фоносемантические исследования. Анализ принципов формализации единиц, получающих количественную оценку, в исследованиях по фоносемантике. Звук, фонема, буква и «звукобуква». Обоснование принципов подбора формул расчета фонетического значения слова и фонетического значения текста или его фрагментов в фоносемантических исследованиях. Интерпретация выявляемых количественными методами закономерностей в фонетической мотивированности слова и текста.

6. Количественный анализ в стиховедении. Методы исследования ритмических структур. Ритмические формы и варианты. Профиль ударности. Диахронический анализ ритмических структур. Количественные исследования эволюции рифмы. Формализация: операциональные определения местоположения рифмы, богатства рифмы, точности рифмы. Проблема интерпретации количественных данных относительно эволюции рифмы в русской поэзии 19 – 20 вв.

7. Количественные классификации ОФ. Естественные и искусственные классы. Классы и поля. Проблема количественной оценки степени близости языков как естественных классов ОФ (по А.Я. Шайкевичу). Опыт количественной таксономии большого числа классов при учете большого числа признаков в русской диалектологии (по Н.Н. Пшеничновой). Эталон типичности. Классификационный вес признака. Сопоставление количественной классификации и группировок, полученных другими методами. Попытки использования количественных классификаций для решения диахронических проблем компаративистики.

8. Количественные оценки варьировании речи и проблема норм литературного языка. Критерии нормативности и оценки распространенности сопоставляемых вариантов в устной и письменной речи. Способы получения количественных данных о варьировании речи. Оптимальная структура лингвистических вопросников. Интерпретация количественных социолингвистических данных о варьировании речи с учетом сложности языковой личности и возможности ситуативно обусловленных кодовых переходов.

Перечень основной и дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Арапов М.В. Квантитативная лингвистика. М., 1988.
  2. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001.
  3. Головин Б.Н. Язык и статистика. М., 1970.
  4. Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л., 1974.
  5. Краснощекова A.M. Модели лингвистической поэтики. Ритмика. Учебное пособие. Л., 1989.
  6. Мартыненко Г.Я. Основы стилеметрии. Л., 1988.
  7. Носенко И.А. Начала статистики для лингвистов. М., 1981.
  8. Пиотровский Р.Г, Бектаев К.Б., Пиотровская А.А. Математическая лингвистика. М, 1977.
  9. Прикладное языкознание. Учебник. СПб., 1996.
  10. Пшеничнова Н.Н. Типология русских говоров. М., 1996.
  11. Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М., 1985.
  12. Фрумкина Р.M. Статистические методы изучения лексики. М., 1964.
  13. Хьетсо Г., Густавссон С., Бекман Б., Гил С. Кто написал «Тихий Дон»? (Проблема авторства «Тихого Дона»). М., 1989.
  14. Шайкевич А.И. Гипотезы о естественных классах и возможность количественной таксономии в лингвистике // Гипотеза в современной лингвистике. М., 1980.

Дополнительная литература:

  1. Герд А.С. Взгляд на русский язык науки сегодня и завтра // Русистика сегодня. М., 1995. № 4.
  2. Гаспаров М.Л. Точные методы анализа грамматики в стихе // Славянское языкознание. XII Международный съезд славистов. Краков. 1998 г. Доклады российской делегации. М., 1998.
  3. Зиндер Л.Р. О лингвистической вероятности // ВЯ, 1958. № 2.
  4. Лекомцев Ю.К. Гипотеза и формальный язык описания // Гипотеза в современной лингвистике. М., 1980.
  5. Монич Ю.К. Проблемы этимологии и семантика ритуализованных действий // ВЯ, 1998. № 1.
  6. Налимов В.В. Вероятностная модель языка: о соотношении естественных и искусственных языков. М., 1979.
  7. Русский язык по данным массового обследования: Опыт социально-лингвистического изучения. М., 1974.
  8. Соломоник А. Семиотика и лингвистка. М., 1995.
  9. Сухотин Б.В. Исследование грамматики количественными методами. М., 1990.
  10. Шайкевич А.И. Конкорданс к прозаическому тексту (К выходу в свет конкорданса к «Преступлению и наказанию») // Русистика сегодня. М., 1995. № 5.
  11. Шемакин Ю.И. Начала компьютерной лингвистики. М., 1992.
  12. Шенк Роджер К. Обработка концептуальной информации. М., 1980.
  13. Шепелева С.Н., Петров В.М. К проблеме описания эволюционных параметров русской рифмы // Проблемы структурной лингвистики – 1978. М., 1981.
  14. Якубайтис Т.А., Скляревич А.Н. Вероятностная атрибуция типа текста по нескольким морфологическим признакам. Рига, 1982.
Hosted by uCoz