Кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики
Учебная работа
Дисциплины кафедры
Методические материалы
Научная деятельность
Проекты
Публикации
Аспиранты
Сотрудники кафедры

Содержание учебной дисциплины
"Введение в языкознание"

1. Язык как предмет изучения лингвистики.

Языки живые и мертвые, естественные и искусственные. Язык и речь как два аспекта одного явления. Языкознание как наука; теоретические и прикладные задачи лингвистики. Аспекты изучения языка. Место языкознания среди других наук: лингвистика и история, лингвистика и этнография, лингвистика и социология, лингвистика и политология, лингвистика и психология, лингвистика и математика, лингвистика и философия. Состав научных лингвистических дис-циплин и связи между ними.

2. Язык как система знаков.

Понятие о знаке: определение знака, типы знаков (индексы, символы, иконические знаки). Разнообразие знаков и знаковых систем: знаки повседневной жизни и знаки искусства как явления материальной и духовной культуры общества.

Единицы языка и их знаковая природа. Условные и иконические знаки в языке. Стремление языкового знака к мотивированности. Общие и специфические свойства языковых знаков: системность языкового знака и ее следствия, прозрачность для значения, «асимметрический дуализм» языкового знака. Две формы существования языкового знака – материальная и идеальная: варианты, инварианты и индивидуальные «экземпляры» как единицы языка и речи.

Устройство языка как семиотической системы. Разнотипность единиц языка, уровневый характер его строения. Синтагматические, парадигматические, иерархические отношения единиц языка. Сложность знаковой системы языка: принцип двойного членения, свойство двойного означивания, безграничность передаваемого содержания, способность быть основой для построения других знаковых систем.

3. Язык и человек как создатель языка и как субъект речевой деятельности.

Язык как «видение мира» (языковая концептуализация мира), отражение в языке особенностей материальной и духовной культуры народа, особенностей национального характера.

Речь и мышление. Психолингвистические формы порождения речи. Интенция, мотивация, УПК.

4. Язык как важнейшее средство человеческого общения.

Понятие общения. Коммуникация и речевое общение. Языковая (коммуникативная) компетенция личности. Разновидности общения: непосредственное и опосредованное, вербальное и невербальное, личностное и массовое, устное и письменное.

Функции языка и речи: репрезентативная, эмотивно-экспрессивная, фатическая, апеллятивная, металингвистическая, поэтическая. Возможность различных подходов к классификации функций языка и речи.

Текст как основная единица общения.

Коммуникативная целостность текста, его членимость и ее внешнее внешнее выражение. Виды связей высказываний и частей текста. Метатекстовые элементы, включенные в текст. Компоненты содержания текста (фактуальный, концептуальный).

Текст как дискурс. Отражение в структуре текста пространственно-временной пресуппозиции говорящего. Понятие речевых регистров. Проблема интерпретации текста. Препозиции. Аллюзии. Прецедентные тексты.

Понятие о речевом жанре.

Социально-функциональная стратификация языков. Важнейшие социально-функциональные варианты языков. Территориальные диалекты и литературные языки. Специфические особенности литературных языков, пути их образования и развития. Просторечие, жаргоны, арго, профессиональные «подъязыки», сленг. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка. Различия в соотношении вариантов в разных этнических языках.

5. Единицы языка и разделы языкознания, изучающие их.

5.1. Фонетика и фонология

Основные понятия.

Различные подходы к изучению звуков речи; принципы классификации звуков.

Позиционные и комбинаторные чередования звуков. Исторические чередования звуков.

Звук речи и фонема. Системность фонем; дифференциальные признаки фонем; варианты фонем. Корреляции фонем и их типы. Различия в системах фонем в разных языках мира.

Фонетическая и фонологическая транскрипции.

Фонетическое членение речи: слог, такт, синтагма, фраза. Ударение и интонация; их типы.

Звучащая речь и письмо. Алфавит, графика, орфография.

5.2. Лексикология и лексикография.

Слово как единица словарного состава языка; признаки слова. Грамматическое и лексическое значение. Сложность содержания слова; компоненты смыслового содержания слова: понятийный и конкретно-образный компоненты, прагматический компонент, структурное значение слова. Собственно лексическое и энциклопедическое значение слова. Национально-исторический компонент значения слова, формирующийся в определенной лингвокультурной среде; различия в языках мира.

Многозначность слова; понятие семантической структуры слова; лексико-семантические варианты слова. Причины развития многозначности слова. Типы значений многозначного слова; характер связи между ними. Омонимия как предел лексико-семантического варьирования; причины омонимии; типы омонимов.

Мотивировка как центральное понятие ономасиологии и этимологии. Типы мотивировок; особенности в разных лингвокультурах. Различия между внутренней формой слова и его значением. Возможные трудности художественного перевода с иностранного языка. Явление «народной этимологии».

Системность лексики; системные связи между значениями слов. Типы семантических группировок; особенности их организации в разных языках мира. Понятие лексико-семантического поля и лексико-семантической группы. Принципы классификации лексики.

Фразеологические единицы языка; их типы; различия в языках мира.

Лексикография. Типы лингвистических словарей. Машинные базы национальных языков; компьютерный этап в лексикографии.

5.3. Грамматика как наука о грамматическом строе языка.

Грамматические значения и их формальные показатели; особенности в разных языках мира. Понятие о грамматической форме. Аналитические и синтетические способы выражения грамматических значений в разных языках мира. Грамматические категории, их типы и своеобразие в языках мира.

Понятие о морфеме. Типы морфем, варианты морфем. Особенности в языках мира. Понятие агглютинации и фузии. Различия в строении слова как основа морфологической классификации языков мира.

Соотношение морфемной и словообразовательной структуры слова. Основные понятия словообразования: производящая, производная и непроизводная основы, связанная основа; словообразовательная модель и словообразовательный тип. Способы словообразования; своеобразие в языках мира.

Части речи. Соотношение смысловых и формальных критериев их выделения. Категориальное грамматическое значение и его выявление в синтаксических свойствах и грамматических категориях соответствующих слов. Своеобразие грамматических характеристик частей речи в разных языках мира.

Понятие о словосочетании и предложении; их признаки, типы. Понятие об актуальном членении предложения; тема и рема. Различия в построении предложений в разных языках мира. Конструктивно-синтаксический и коммуникативно-синтаксический подходы к предложению.

5.4. Лингвистическая типология.

Проблема классификации языков мира. Различные виды сходства языков и соответствующие им классы: языковая семья, языковой тип, языковой союз. Типологическое сходство языков и его природа. Типология языков и лингвистика универсалий.

Структурная типология языков. Традиционная морфологическая классификация языков: языки изолирующего, флективного, агглютинативного, полисинтетического строя. Вопрос о принципиальной возможности / невозможности построения единой типологической классификации языков мира. Понятие «языковой тип» и эволюция этого понятия. Типологические характеристики языков, опирающиеся на отдельные явления разных уровней языка и типологические классификации с опорой на комплекс признаков (классификация Э.Сепира, контенсивная типология Г.А.Климова).

Историческая изменчивость типологических свойств языка. Возможность диахронической интерпретации языковых типов.

Социолингвистическая (функциональная) типология языков.

Коммуникативная иерархия языков. Понятие коммуникативного ранга языка, признаки, определяющие его. Мировые языки, языки международного общения, национальные, региональные, местные языки. Сокращение языкового разнообразия в современном мире. Языки исчезающие, мертвые, возрождающиеся. Различия в правовом статусе языков. Языки государственные (официальные, национальные, языки титульной нации и т.п.) и языки, лишенные юридического ранга. Учебно-правовой статус языка. Культовые языки.

Понятие о языковой ситуации. Типологические характеристики языковых ситуаций. Особенности языковой ситуации в современном мире. Языковая ситуация и языковая политика.

5.5. Происхождение языка и эволюция языков.

Происхождение языка в связи с проблемой происхождения человека. Различные подходы к проблеме происхождения языка.

Устойчивость и изменчивость языка. Внешние и внутренние факторы, определяющие историческое развитие языков. Закономерности языкового развития, присущие отдельным историческим этапам развития общества. Проблема прогресса в языке.

Материальное сходство языков и их генеалогия.

Понятие родства языков и методы его установления. Сравнительно-историческое языкознание. Языковая семья, группа, подгруппа. Праязык. Изолированные языки. Ностратическая гипотеза и гипотеза языкового моногенеза как развитие представлений о родстве языков.

Этнолингвистическая карта языков мира. Индоевропейская семья языков на лингвистической карте. Генеалогическая характеристика языков народов России.

История письма.

Основные отличия современного звукового письма от древнейших и примитивных систем письменности нового времени (особенности значения начертательных знаков и их внешней стороны). Основное направление в развитии содержания и формы начертательных знаков. Социально-исторические условия возникновения письма и историческая последовательность разных типов письменности.

Пиктография. Материальные и содержательные особенности разных пиктограмм. Их связь с дописьменными графическими и предметными средствами передачи информации. Древнейшие пиктографические послания и развитые системы пиктографии нового времени. Достоинства и ограниченность пиктографии. Применение пиктографии в современных культурах.

Идеография. Ее связь с пиктографией и отличие от нее. Идеография как переходный тип письменности от пиктографии к словесно-слоговому письму. Историческая ограниченность ее применения. Виды идеографии в современном письменном общении.

Иероглифическое (словесно-слоговое) письмо как дальнейшее развитие идеографии. Ребусное употребление логограмм: фонетические знаки и содержательные знаки-детерминативы как уточнители смысла логограмм. Утрата знаком изобразительности. Влияние материала и инструментов письма на внешнюю форму знака. Словесно-слоговое письмо в современном мире.

Силлабические и алфавитные (буквенно-звуковые) системы как отражение на письме плана выражения языка. Их связь со словесно-слоговыми системами письма. Консонантное письмо финикийцев как источник большинства современных буквенно-звуковых начертательных систем восточных и западных культур. Буквенно-звуковое греческое письмо. Возникновение на его основе западных алфавитов и славянской (кириллической) письменности.

Перечень основной и дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. – Саратов, 1973.
  2. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. – М.. 1980.
  3. Введение в языкознание. Хрестоматия. – М., 2001.
  4. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2003.
  5. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983.
  6. Горелов И.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1997.
  7. Грамматика абхазского языка. – Сухуми, 1968.
  8. Грамматика современного удмуртского языка. – Ижевск, 1962.
  9. Грамматика финского языка. Фонетика и морфология. – М.Л., 1958.
  10. Кадькалова Э.П., Кадькалов Ю.Г. Начальный курс науки о языке. – Саратов, 1999.
  11. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987.
  12. Большой лингвистический словарь: Языкознание. М., 1998.
  13. Лурия Р.Я. Язык и сознание. – М., 1979.
  14. Мазур Ю.Н. Корейский язык. – М., 1960.
  15. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 2005.
  16. Матусевич М.С. Современная фонетика. – М., 1976
  17. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.
  18. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975.

Дополнительная литература:

  1. Бенвенист Э. Классификация языков // Новое в лингвистике. М., 1963. Вып.3.
  2. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997.
  3. Вандриес Ж. Язык: Лингвистическое введение в историю. М., 2001.
  4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
  5. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977.
  6. Гельб И.Е. Опыт изучения письма. М., 1982.
  7. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1982.
  8. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание: Сб. задач. М., 1998.
  9. Касаткин Л.Л. Фонетика //Современный русский литературный язык. М., 1982.
  10. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. /Учебное пособие. М., 2004.
  11. Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 1996.
  12. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1983.
  13. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание: электронный учебник. Тверь, 1999.
  14. Русский язык. Энциклопедия. 1997.
  15. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995.
  16. Степанов Ю.В. Семиотика. М., 1971.
  17. Текст в коммуникации. М., 1991.
  18. Текст как инструмент общения. М., 1983.
  19. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. 2-е изд. М., 2000.
  20. Широков О.С. Введение в языкознание. М., 1985.
  21. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.
  22. Якобсон Р.О. Лингвистика в ее отношении к другим наукам // Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985.
Hosted by uCoz