К типологии динамики ассоциативных полей
В.Е. Гольдин, А.П. Сдобнова
Современный анализ словаря все чаще опирается на данные свободных ассоциативных экспериментов. Их материалы исследуются уже не только в статическом, но и в динамическом аспекте, что чрезвычайно важно при изучении речевого сознания молодежи, в том числе школьников, поскольку на период обучения в школе приходятся весьма сложные и пока еще мало изученные семантические процессы.
Ассоциативные поля одних и тех же слов — стимулов, полученные в экспериментах с различными по возрасту школьниками (младшими, средними, старшими), конечно, никогда полностью не совпадают. Образуемые такими полями возрастные последовательности также чрезвычайно разнообразны. Однако должны существовать и на самом деле существуют определенные типы возрастной динамики ассоциативных полей. Существование этих типов вызывается общностью связанных с возрастом процессов освоения школьниками отдельных лексических единиц и групп слов, прецедентных текстов, общих идей, групповых точек зрения, систем ценностей и других компонентов речевой и неречевой культуры. Материалы Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области (АСШС) (см. [Гольдин, Мартьянов, Сдобнова 2004]) позволяют наметить такие типы.
Главная трудность, которую нужно преодолеть при выделении типов динамики ассоциативного поля, — это необходимость отобрать из большого количества разнообразных особенностей, характеризующих возрастные последовательности полей, те признаки, которые можно считать главными, основными. В качестве таковых нами приняты следующие: сохранение / не сохранение в поле одного и того же наиболее частотного ответа у испытуемых из различных возрастных групп; место отказов от реагирования (первое / не первое) в ряду ответов, ранжированном по убыванию частоты; незначительность или значительность изменения доли отказов от словесного реагирования; изменения доли единичных ответов на предложенный стимул. Другие характеристики, в том числе показания обратных статей ассоциативного словаря привлекаются в качестве дополнительных (о них см. ниже).
Существуют поля, основные характеристики которых остаются, как показывают эксперименты, стабильными на протяжении всего времени обучения детей в школе. Возрастные последовательности таких полей обозначим как тип "А". Поскольку эта стабильность может быть обусловлена причинами различного характера, выделим в данном типе основные разновидности: "А1" и "А2".
Примером подтипа "А1" могут служить реакции школьников на стимул БЫСТРЫЙ (см. табл. 1). Самыми частыми во всех возрастных группах являются здесь одни и те же словесные реакции — бег. Их доли в ответах незначительно колеблются у испытуемых различных возрастных групп: реакция бег составляет у младших школьников 15,13% их ответов на данный стимул, у учеников 5 — 6 классов — 17,04%, у учеников 7 — 8 классов — 11,76% и у старшеклассников — 14,12%. Показатель ассоциативной силы стимула (V) у слова "быстрый" достаточно высок уже у младших школьников и не уменьшается в ответах старшеклассников (к высоким относим V ? 0,2): 0,2 у учеников 1 — 4 классов, 0,214, 0,196 и 0,215 в следующих возрастных группах (о показателе V см.: [Гольдин, Мартьянов, Сдобнова 2004: 67]). Показатель разнообразия ответов (отношение количества различных ответов к общему количеству ответов испытуемых данной возрастной группы) постепенно уменьшается: (0,46 у учеников 1 — 4 классов, 0,34 у учеников 5 — 6 классов, 0,36 в 7 — 8 классах и 0,32 в 9 — 11 классах). Уменьшается и доля отказов от реагирования (доля "нулевых ответов"), но важно, что уже у малышей она не превышает 10%, то есть сохраняется на низком уровне во всех возрастных группах.
Таблица 1. Возрастная последовательность ассоциативных полей слова "быстрый"
Возрастная группа |
3 самых частых реакции |
Их доля и абсолютная частота |
Доля отказов |
Показатель ассоц. силы (V) |
Разнообразие реакций |
Доля единичных ответов |
Всего ответов |
1 — 4 кл. |
бег |
15,13%; 18 |
9,24% |
0,2 |
0,46 |
34,45% |
119 |
(отказ) |
9,24%; 11 |
быстро |
7,56%; 9 |
5 — 6 кл. |
бег |
17,04%; 23 |
2,96% |
0,214 |
0,34 |
20,00% |
135 |
бегать |
9,63%; 13 |
медленный |
9,63%; 13 |
7 — 8 кл. |
бег |
11,76%; 20 |
4,71% |
0,196 |
0.36 |
22,94% |
170 |
медленный |
10,00%; 17 |
бегать |
6,47%; 11 |
9 — 11 кл. |
бег |
14,12%; 25 |
3,39% |
0,205 |
0,32 |
18,64% |
177 |
скорость |
12,43%; 22 |
медленный |
10,17%; 18 |
Существенно, что в ходе свободных ассоциативных экспериментов, проводимых по проекту АСШС, школьники 311 раз сами дали реакцию быстрый на 59 различных стимулов, используя при этом формы быстрый, быстрая, быстрое, быстрые, быстрых, быстрым, быстра (краткая форма); в их ответах встретилось образование быстряк (на стимул ШУСТРЫЙ); 41 раз на 10 различных стимулов была дана реакция быстрота, 5 раз на 3 различных стимула — быстрость, 573 раза на 77 стимулов — быстро, 14 раз — быстрее и 12 — быстрей.
Приведенные данные прямой (на стимул БЫСТРЫЙ) и обратных статей АСШС (быстрый, быстрота, быстрость, быстряк) позволяют предположить, что слово "быстрый" в его основном значении хорошо освоено младшими школьниками, уже у них оно входит в состав активного словарного запаса и потому по мере перехода учащихся в следующие возрастные группы лишь усиливается стабилизация поля, что проявляется в уменьшении разнообразия ответов и доли отказов от реагирования.
Тип "А2" также демонстрирует относительную стабильность во времени, но на совершенно другой основе. Примером данного типа могут служить реакции на стимул ВПЕЧАТЛЕНИЕ (см. табл. 2). В списке ответов, ранжированном по убыванию их частот, на первом месте стоят не словесные реакции, а отказы от реагирования. При этом "нулевые реакции" на стимул ВПЕЧАТЛЕНИЕ являются не только самыми частыми, но и высокочастотными во всех возрастных группах школьников (от 47,59% у малышей до 21,57% у старшеклассников, что тоже немало: ср. с долями реакции бег на стимул БЫСТРЫЙ), а следующие за ними по частоте словесные реакции не совпадают у школьников разного возраста. За счет высокого процента "одинаковых" ответов — отказов показатель ассоциативной силы стимула ВПЕЧАТЛЕНИЕ V высок у малышей, но несколько снижается в последующих классах. Показатель разнообразия ответов на стимул ВПЕЧАТЛЕНИЕ и доли единичных ответов остаются высокими во всех возрастных группах. Если учесть и материал обратных статей словаря (реакция впечатление дана школьниками лишь 6 раз, все 6 реакций стоят в форме И. п. ед. ч., 4 из них принадлежат старшеклассникам), то можно сделать вывод, что в течение всех лет обучения в школе слово "впечатление" так и не вошло в состав лексики, активно используемой школьниками, и это тот негативный фактор, который обеспечил возрастную стабильность основных характеристик ассоциативного поля ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
Таблица 2. Возрастные последовательности ассоциативного поля слова "впечатление"
Возрастная группа |
3 самых частых реакции |
Их доля и абсолютная частота |
Доля отказов |
Показатель ассоц. силы (V) |
Разнообразие реакций |
Доля единичных ответов |
Всего ответов |
1 — 4 кл |
(отказ) |
47,59%; 79 |
47,59% |
0,258 |
0,33 |
21,69% |
166 |
удивление |
4,82%; 8 |
мысли |
2,41%; 4 |
5 — 6 кл. |
(отказ) |
24,81%; 33 |
24,81% |
0,197 |
0,51 |
41,35% |
133 |
удивление |
6,02%; 8 |
хорошее |
6,02%; 8 |
7 — 8 кл. |
(отказ) |
36,51%; 69 |
36,51% |
0,206 |
0,45 |
34,39% |
189 |
хорошее |
3,70%; 7 |
радость |
3,17%; 6 |
9 — 11 кл. |
(отказ) |
21,57%; 44 |
21,57% |
0,182 |
0,48 |
35,78% |
204 |
хорошее |
7,84%; 16 |
радость |
5,88%; 12 |
Так же редко, как реакция впечатление, встречается в ответах школьников и реакция смысл: всего 11 раз на 10 различных стимулов. Не случайно и возрастные последовательности семантических полей стимула СМЫСЛ (см. табл. 3) сходны с соответствующими данными о реакциях на стимул ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Это и есть сходство на уровне динамических типов.
Таблица 3. Возрастные последовательности ассоциативного поля слова "смысл"
Возрастная группа |
3 самых частых реакции |
Их доля и абсолютная частота |
Доля отказов |
Показатель ассоц. силы (V) |
Разнообразие реакций |
Доля единичных ответов |
Всего ответов |
5 — 6 кл. |
(отказ) |
33,96%; 54 |
33,96% |
0,225 |
0,39 |
28,93% |
159 |
ум |
10.69%; 17 |
жизнь |
5,66%; 9 |
7 — 8 кл. |
(отказ) |
20,18%; 23 |
20,18% |
0,219 |
0,39 |
24,56% |
114 |
жизнь |
14,04%; 16 |
жизни |
7,89%; 9 |
9 — 11 кл. |
(отказ) |
16,18%; 22 |
16,18% |
0,196 |
0,42 |
27,21% |
136 |
жизни |
5,88%; 8 |
жизнь |
5,15%; 7 |
Подчеркивая стабильность основных характеристик ассоциативных полей типа "А" у школьников, нельзя не отметить, что известная динамика в них все же имеет место. Например, возрастные последовательности ассоциативных полей стимулов ВПЕЧАТЛЕНИЕ и СМЫСЛ сходны и в том, что в каждой из них одинаковые самые частые словесные реакции учеников 1 — 4 и 5 — 6 классов (соответственно удивление и ум) заменяются у учащихся 7 — 8 и 9 — 11 классов на одинаковые же, но другие реакции (хорошее и жизнь / жизни соответственно). Сходно и, по — видимому, также не случайно направление данных замен: формально — грамматическое и звуковое подобие тематически связанных членов пар впечатление > удивление и смысл > ум меняется на устойчивые синтагматические отношения в парах впечатление > хорошее и смысл > жизни. Выше уже говорилось о постепенном уменьшении доли отказов и о возможном усилении единообразия ответов в части ассоциативных полей. Если включить в анализ все ответы на рассматриваемые стимулы, а не только частотные, то можно отметить и другие изменения. Однако стабильность характеристик, рассматриваемых нами в качестве основных (прежде всего совпадение самых частых ответов во всех возрастных группах), этим не опровергается.
К типу "Б" относим возрастные последовательности полей, основные характеристики которых в школьные годы существенно меняются. Типичный пример — последовательность ассоциативных полей стимула СКУПОЙ (см. табл. 4). Если учащиеся 1 — 4 и 5 — 6 классов чаще всего не дают на этот стимул словесных ответов, то у школьников 7 — 8 и 9 — 11 классов самая частая реакция — словесная. Младшие школьники идентифицировали слово "скупой" на основе формального сходства (скупка) и проявили в массе неточное понимание содержания стимула (скупка, бедный), школьники же средней и старшей групп уже чаще соотносят данный стимул с его синонимом "жадный", причем доля ответов жадный возрастает с 13,46% в 5 — 6 классах до 37,21% в 9 — 11 классах. Яркий показатель освоения слова — резкое уменьшение доли отказов от ответа (с 48,51% до 2,91%). Параллельно идет и уменьшение разброса реакций: доля единичных реакций падает с 30,69% до 19,77%.
Таблица 4. Возрастная последовательность ассоциативных полей слова "скупой"
Возрастная группа |
3 самых частых реакции |
Их доля и абсолютная частота |
Доля отказов |
Показатель ассоц. силы (V) |
Разнообразие реакций |
Доля единичных ответов |
Всего ответов |
1 — 4 кл |
(отказ) |
48,51%; 49 |
(48,51% |
(0,273 |
0,41 |
30,69% |
101 |
скупка |
3,96%; 4 |
бедный |
2,97%; 3 |
5 — 6 кл. |
(отказ) |
33,33%; 52 |
33,33% |
(0,242 |
0,33 |
23,72% |
156 |
жадный |
13,46%; 21 |
тупой |
6,41%; 10 |
7 — 8 кл. |
жадный |
25,70%; 46 |
19,55% |
0,226 |
0,34 |
24,58% |
179 |
(отказ) |
19,55%; 35 |
жадность |
4,47%; 8 |
9 — 11 кл. |
жадный |
37,21%; 64 |
2,91% |
0,237 |
0,31 |
19,77% |
172 |
человек |
8,14%; 14 |
рыцарь |
5,23%; 9 |
Обратные статьи АСШС показывают, что самостоятельно школьники используют слово "скупой" нечасто: реакция скупой отмечена в АСШС только 23 раза (в том числе 16 раз у старшеклассников) и в основном на стимул ЖАДНЫЙ. Таким образом, несмотря на обнаруженные существенные изменения, едва ли можно утверждать, что слово "скупой" вошло в состав активного словаря старшеклассников. Судя по материалам АСШС, школьники (младшие и старшие), по — видимому, воспринимают слово "скупой" как более книжный дублет к слову "жадный": среди 608 реакций на стимул СКУПОЙ не встретилось ни одной, позволившей бы говорить об актуализации значений 'скудный' или 'умеренный'.
Выделение даже таких общих типов возрастных последовательностей ассоциативных полей открывает путь к классификации используемой школьниками лексики. Но это тема другой публикации.
Литература
Гольдин В.Е., Мартьянов А.О., Сдобнова А.П. Компьютерная версия Ассоциативного словаря шольников Саратова и Саратовской области // Русский язык сегодня. 3. Проблемы русской лексикографии. — М., 2004.
Опубликовано в кн.: Язык и общество в синхронии и диахронии. Саратов. С. 55 — 60.
|