Концепт «Советская власть» в
диалектной картине мира
Ю.В.
Каменская
Диалектная
картина мира
является частью национальной картины мира и обладает рядом
особенностей:
индивидуальный набор концептов, взаимодействие концептов;
общенациональные
концепты в диалектной картине мира зачастую получают иную степень
концептуализации и место внутри концептосферы. Понятие «советская
власть» в
общенациональной картине мира, безусловно, концептуализировано, но
степень
концептуализации в картине мира носителей литературного языка и в
диалектной
картине мира неодинакова. Даже внутри диалектной картины мира, по нашим
наблюдениям, существует разная степень освоения этого концепта.
Наше
исследование
выполнено на материале текстовых корпусов «говор села Белогорное» и
«говор села
Земляные хутора». Тексты, образующие корпус, представляют собой
расшифровки
аудиозаписей, выполненных в диалектологических экспедициях 1998-2008
гг. в селе
Белогорное и селе Земляные хутора Саратовской области. Информантами
являются,
как правило, люди пожилого возраста, уроженцы этих сел. Материалом для
данной
статьи послужили, прежде всего, записи, выполненные в ходе экспедиций
2008 года
в села Земляные хутора и Белогорное в рамках проекта «Диалектный
текстовый
корпус как модель традиционной сельской коммуникации» (проект
№08-04-27761е/В).
Актуализация
концепта
«Советская власть» в диалектном тексте происходит, как правило, при
следующих
условиях: при рассказе о событиях прошлого или внутри бинарной
оценочной
оппозиции «раньше-сейчас». Дихотомия «раньше-сейчас» в аспекте
сравнения вообще
свойственна человеческому сознанию, а особенно сознанию пожилого
человека. При
актуализации концепта «советская власть» эта оппозиция поддерживается
благодаря
тому, что это одна из базовых оппозиций советской идеологии.
В ходе анализа
выявляется
различная степень актуализации концепта в корпусах «говор с.
Белогорное» и «говор с. Земляные
хутора». Корпус «говор
с. Земляные хутора» демонстрирует более высокую степень
концептуализации
понятия «советская власть» и важное место этого концепта в
концептосфере
диалектоносителей. Это наблюдение подтверждается и частотностью
репрезентации
имени концепта. Вероятно, это обусловлено конфессиональными
особенностями села
Белогорного. Изначально это село было старообрядческим, а сейчас в селе
есть и
старообрядцы и «церковные» (прихожане официальной православной церкви).
Концептосфера верующего человека имеет особую структуру, и
идеологический
концепт «советская власть» либо совсем не входит в концептосферу, либо
находится на периферии.
В материале
обоих корпусов
четко вычленяются парцеллы, принадлежащие ядерной зоне концепта – это «система
устройства общества» и «органы власти,
государственная система».
К периферии концепта относится парцелла «исторический
период, эпоха».
Парцелла
«органы власти, система государственного
управления» может быть репрезентирована в диалектных текстах
сочетанием,являющемся
именем концепта,
но это единичные случаи. Гораздо чаще для актуализации этой парцеллы
используется лексема «власть»:
Вот
эти вот годы как начали приходить// молодежь то вот
которая/ вот в моих годах// вот двадцать шестой год к власти стала
приходить//
двадцать четвертый/ двадцать восьмой вот пошла справедливость// потому
что они
знали/ как отцы жили/ матеря//
Как правило,
советская
власть в таких контекстах оценивается положительно, а современная
власть
получает отрицательную оценку:
Дисциплина
раньше в колхозе была получше/ а сейчас хто будет
здесь держать дисциплину? Молодые ребята/ они не работают/ а пьют/ а
пожилых
они не слушают// власть не вникает// что им остается? Ждать/ ждать кто
им жизнь
наладит// А кто будет налаживать? Один Путин [смеется]/ один Путин
Поляризация
оценок
советской власти и современной власти обусловлена тем, что советская
власть
ассоциируется у информантов с наличием порядка и строгой регламентацией
жизни:
Ну
раньше и в армии был другой/ закон// другой порядок// и на гражданке
был другой
закон и порядок// в армии была дисциплина очень строгая// сейчас вот не
знаю/ все
говорят какая-то там
дедовщина/ а раньше этого не было//
Отрицательная
оценка
советской власти (прежде всего местной) дается в контекстах, темой
которых
является создание колхозов.
В корпусе «говор
с.
Белогорное» положительная оценка власти – и советской власти, и
современной,
объясняется ориентированностью старообрядческой культуры на библейский
текст, и
оценка власти детерминирована не какими-то объективными или
субъективными
причинами, но находится в соответствии с христианскими заповедями:
Какая
бы власть ни заступила – она посылается богом/ и ей надо повиноваться/
вот// вот мы говорим
там/ Ельцин нехороший/ или вот/ дойдет время може и Путин будет
нехороший/ ну
это опять/ бог/ послал// наше дело повиноваться/ и все// исполнять что
есть в
божьем писании//
Структура власти
внутри
парцеллы максимально упрощена. Если власть персонифицируется, то
актуализирован
либо концептуальный признак «глава государства», либо «председатель
колхоза»,
то есть глава местной власти. Глава государства часто маркирует
определенную
эпоху, с ним связаны конкретные события в жизни страны,актуальные для
информанта:
1. Но
вот пришла Советская власть//
спасибо Владимиру Ильичу Ленину// он восстановил было жизню// он
сравнял всех/
душа есть душа// у мальчика/ у девочки// и на всех начали землю давать/
начали
землю сеять//
2. А
потом уже тут со временем после
войны начало налаживаться// это по указанию Маленкова все эти налоги
отмели и
крестьяне стали маленько..// и в колхозе дела пошли хорошо…
Актуализация
концепта
через лексему «председатель» или сочетание «председатель
колхоза/совета» часто
осуществляется не только в рассказе о жизни колхоза или своей работе,
но и в
общих рассуждениях о жизни (например внутри оппозиции «раньше-сейчас»):
Ну
тогда спрос был/ с председателя совета// больше/
чем щас// щас/ никаких ответственностей нет/ а тогда/ за все отвечал председатель
колхоза// председатель совета// а щас не
знаю как там
Парцелла
«советская власть – система устройства
общества» может репрезентироваться, во-первых, посредством
использования
имени концепта:
Они
не понимают/ вот что власть/ в России вот уже Советская
власть// коммунисты были// а-а/ им все равно//
Другим очень
частотным
репрезентантом становится лексема «колхоз»:
В
двадцать девятом году/ это/ нас осенью раскулачивали/ с
тридцатого года начинается колхоз//
Показательно,
что система жизнеустройства
общества на местном уровне – колхоз
–
очень устойчивая и привычная, у наших информантов отсутствуют номинации
современных реалий, о чем свидетельствуют метаязыковые высказывания:
Наш
колхоз по заготовкам всегда передовым был// молоко
перевыполняли// а сейчас мы ничто/ сейчас мы банкроты// нас взял этот
Минюст и
всё// держут пока// и всё// сейчас уже не колхоз/ а я даже и
не знаю/ как
называется// как тогда колхоз был// «Знамя победы»/ сейчас
нет//
Оценка советской
власти
как системы и ее реализации на местном уровне (колхоз) амбивалентна.
Чаще всего
положительная оценка возникает в тех контекстах, где говорится о
каких-либо
нематериальных аспектах человеческого бытия:
А
сейчас плохо/ а ему почему-то всё лучше// И пить стали больше//
А тогда не пили// Во-первых/ нечего было/ а во-вторых/ были все заняты
работой// Хоть и не платили/ но люди с душой работали// С утра выйдут в
поле
полуголодные/ недоспавшие// а всё равно пашут/ сеют/ убирают/ и хлеб
отдают
государству//
Очень многие
информанты
говорят о работе как о непременной составляющей счастливой, правильной
жизни.
Вопреки современному пониманию, достойная оплата труда не является для
диалектного сознания концептуально значимой, материальное благополучие
зачастую
оценивается в диалектной картине мира негативно:
А
сейчас пойдешь по деревне посмотришь/ что в деревне/ что в
городе/ все нарядные/ все сытые/ все водку пьют беспробудно// это от
чаво пьют?
От чаво бесится любое животное и человек? От жиру//
Вместе с тем
тяжелая
работа в колхозе, отсутствие оплаты труда получает и естественную
негативную
оценку:
Колхозы/
напрасный труд//
Ещё один важный
в
диалектной картине мира критерий оценки исторической эпохи – наличие
сильной
власти и какой-либо внешней силы, которая должна организовывать жизнь в
деревне. Именно такая власть в сознании наших информантов была в
советский
период:
Вот
плохая речка тоже стала/ все распадается// раньше следили/
значит/ если она где-то/ значит/ запрудила/ то трактор сейчас назначат/
пришлют/
прочистят значит/ трактором там прочищают ее// а сейчас никому не
нужна/ сейчас
на произвол все пустили//
Парцелла
«советская власть – исторический период,
эпоха» наиболее активно репрезентирована в корпусе «говор с.
Земляные
хутора»:
Ну
сейчас неважно/ конечно// ну в общем в селе живут лучше
все равно/ чем даже при советской власти// даже
лучше// посмотришь/
молодежь вся обута/ одета хорошо/ и пожилые даже// и питаются неплохо//
Данный контекст
очень
показателен в плане оценки исторических периодов. Здесь очевидна
неуверенность
информанта, противоречивость его слов: имплицитное сопоставление
прошлого и
настоящего актуализирует положительную оценку прошлого (сейчас
неважно); затем внутри того же
сопоставления
полярность оценок меняется (лучше, чем
при советской власти); но при этом используется усилительная
частица даже, которая имплицитно
указывает на
то, что период советской власти является неким образцом.
Парцелла «советская
власть – исторический период,
эпоха» актуализируется не только при сопоставлении с
настоящим, но и для
маркирования исторического периода по сравнению с прошлым:
Идет время//
Началась
война/ между белых и красных// начали жить плохо/ боязно/ ну и
кончилась
война// Стала Советская власть//
Таким образом,
можно
отметить, что культурный концепт «Советская власть» в целом является
одним из
структурирующих в концептосфере современного носителя диалекта и
репрезентирует
важный фрагмент современной диалектной картины мира. Яркая особенность
этого
концепта – обязательное наличие оценочного компонента и амбивалентность
оценки.
Слабая степень освоения
концепта в нашем
материале обусловлена конфессиональными особенностями или спецификой
индивидуальной языковой личности.
|