Кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики
Учебная работа
Дисциплины кафедры
Методические материалы
Научная деятельность
Проекты
Публикации
Аспиранты
Сотрудники кафедры

История села в народном слове (с. Белогорное Вольского р-на Саратовской области)*.

Н.В.Свешникова

Понимание специфики того или иного говора невозможно без учета информации об истории его формирования, тем более в районах позднего заселения (к каким относится и Саратовская область), отличающихся весьма сложной картиной бытования диалектов. Воссоздание истории сел, где проживают носители этих диалектов, не будет полным без сведений, хранящихся в памяти их жителей.

Корпус диалектных текстов с. Белогорное Вольского района Саратовской области содержит значительное количество записанных в этом селе текстов, в которых повествуется о зарождении Белогорного, о наиболее важных событиях в истории его заселения.

В нашей статье мы попытаемся представить историю этого села, воссозданную на основе этих диалектных текстов.

Белогорное - одно из старейших сел Саратовской области: ему уже более 300 лет. По мнению жителей, первопоселенцы появились здесь примерно в восьмидесятые годы ХVII века. Это были старообрядцы (или кулугуры, как их здесь называют), которые не приняли церковные реформы Никона и, спасаясь от преследований за верность старой вере, бежали из родных мест и поселились в приволжских лесах.

Изначально село называлось Самодуровкой и входило в состав Хвалынского уезда Саратовской губернии. По сохраняющемуся преданию, первым поселенцем Самодуровки был некий Клим. Предполагают, что он был дьяк или древнего рукоположения причетник, который вместе со своим семейством бежал от гонений «за содержание древнего благочестия» из Москвы в приволжские леса, взяв с собой только священные книги. Вместе с ним бежали еще несколько старинных семейств. Здесь они поселились в лесу, в овраге. Впоследствии этот овраг, став своего рода святым местом для живущих в селе старообрядцев, получил название Климов дол, а первопоселенцев стали именовать климовцами:

ведь предки-то наши староверы / раньше когда раскол был / при… царе… при каком-то при царе… при Алексее что ли / ну / эдак вот / на две веры / раскололись / староверы / и нова вера…/ при Никоне это всё было // вот // значит и / нас / оттудова из Москвы / прибежало двадцать семей / в Климов дол / тут есть такой дол / климовцы / ну старший был такой Клим / вот там / оне / в землянках жили //

Содержание рассказов о побеге Клима из Москвы практически сводится к содержанию надписи на одном из старообрядческих крестов, поставленных в память первопоселенцев в Климовом долу. Эта надпись гласит:

Под сим крестом покоится прах Родоначальников села Самодуровки,
священная искра Иоанна и его сына.
Сей сын Клим со своим семейством бежали из Москвы,
оставив там двухэтажный каменный дом и всё имение,
от преследований власти за содержание древнего благочестия.
Спустившись по холстам с верхнего этажа, бежали они до самой реки Волги
и около тридцати лет скрывались в долу.
По их и ныне прозывается оный дол Климов.
По воспоминаниям наших дедов и прадедов и воздвигнут сей памятник.

Вероятно, существование данной надписи в немалой степени способствует сохранности легенды о побеге Клима среди жителей села, и особенно старообрядцев, посещающих это место.

Говоря о первых поселенцах Самодуровки, рассказчики, как правило, подчеркивают их московское происхождение. В их речи неоднократно встречаются устоявшиеся уже фразы, указывающие на этот факт («мы - вторая Москва », «у нас московский корень»):
Вот наше село всё говорит / вторая Москва... //
У нас московский корень / сами заселенные бежали из Москвы / из Москвы бежали / и вот в лесу остались / в лесу остались и ... / сколько-то пожили...//

Однако в некоторых текстах говорится о том, что поселенцы пришли не из Москвы, а из Мурманска: поселенцы первые / бежавшие с Мурманска / семья Климовых // вот старик / у него было два сына и две дочери //

Указание на Мурманск, думается, здесь не случайно. Первопоселенцы Самодуровки были приверженцами поморского вероучения, возникшего на русском севере, в Поморье, и распространившегося в Хвалынском уезде Саратовской губернии. К середине ХIХ века, по свидетельству документов, Самодуровка становится крупным центром поморства в Поволжье. Сюда постоянно наезжают старцы из Поморья, читающие проповеди и «совращающие» в поморство самодуровских крестьян. Вероятно, с этим фактом и связано указание на мурманское происхождение климовцев.

Выход староверов из леса и переселение их в долину произошло, как рассказывают жители Белогорного, после указа Петра I, по которому всем старообрядцам, скрывающимся по лесам, оврагам и урочищам, разрешалось выйти на привольные земли и заселить их, но при этом они должны платить в государственную казну «двойную дань»: / ну / значит / жили эти климовцы / ну сколько оне там / годов жили / потом вышел / указ Петра Первого / что… чтобы выходили из этих… ну / это не только наши эти / климовцы / все эти / называли их тогда кулугурами / всё они / прятались по лесам / за веру / за свою / за стару // вот // а потом / значит / Пётр Первый дал указ / чтоб все выходили / но / при условии / будете платить двойную дань / раньше называли / двоеданцы / вот эти / нашей-то веры // вот вышли / и за ними значит никаких это… ну… как бы назвать… репрессиев что ль / никаких не было // гонений не было…//

Вероятно, речь идет об указе Петра I, изданном им в 1714 году, которым он легализовал старообрядчество и которым распорядился переписать всех староверов и обложить их двойным налогом.

Однако не во всех текстах данное событие связывается с именем Петра, в некоторых из них распоряжение жить, не таясь, раскольникам отдает царица, и чаще всего это Екатерина II: Эти климовцы здесь вот и поселились / а то разрешила Екатерина Вторая // здесь вон / сколько лет уже / 350 лет тому назад // Причем есть тексты, в которых царица якобы самолично приезжает к раскольникам для того, чтобы поговорить с ними и помочь им: вот жили в лесу / не скажу сколько лет это…/ эти которые прибежали оттудова // оне как [нрзб] были // а вот не скажу / не знаю Первая Екатерина / не знаю Вторая заступила / ей сказали / она приехала../ да // к ним / поговорила с ними / и велела выйти // она велела выйти вот на это поле // вот у нас в поле-то километров десять / до самой Терешки-то наше поле.../ да // она была царица //… она им дала волю / дала помощь //

Из текстов следует, что, покидая лес, климовцы селятся рядом с какими-то другими поселенцами, живущими уже в долине. Первые дома возводятся в верхнем течении речки, где было много родников, и этот конец села получает название Верховый конец: тут какие-то были эти / поселенцы какие-то были / но их было очень мало / и вот значит на это место / вот эти вот / наши / москвичи / климовцы / заселили / это село //

Рассказывают, что к «ватаге Клима» присоединяются потом и другие старообрядцы, бежавшие также из Подмосковья и скрывающиеся от преследования церкви. Кроме того, Самодуровку заселяли выходцы и из других мест России. Так, в нижнем течении речки обосновались крестьяне из Пензенской губернии, из села Лунино, из-за чего эту часть деревни называют как Нижним, так и Пензенским концом.

Среди «новопоселенцев» были не только староверы, но и «истинно православные» крестьяне, и расселение жителей шло по исповедному признаку: в Верховом конце обосновались старообрядцы, а в Нижнем конце – православные:
И они в Верховом конце / значит / поселились // и сейчас у нас две этих / как сказать / Нижняя эта и Верхова // как сказать / ну / как сказать / моления / чай // Верхова / оно само собой / они молятся / а мы / Нижняя / само собой // и вот и две / значит // они одинаковые почти что / это / верхи // но только Верхова и Нижняя / но чем-то там отличаются//
Церковь у нас ведь разная // церковная и / как называется / наше / вроде как кулугуры что ли // вот // а то еще вон / то Нижни / то Верхово / разная вера //

Самодуровка была вольным селом, хотя вокруг много было помещичьих деревень с населением, переведенным из других губерний. Жителей Самодуровки постоянно притесняли помещики, пытаясь завладеть ею. Сохранилось предание, в котором рассказывается о том, как самодуровцы отправили к императрице Екатерине II ходока с просьбой разрешить им жить свободно, без барина. Екатерина якобы удовлетворила эту просьбу и дала жалованную грамоту, в которой говорилось о том, чтобы «господа не вникали в наше село и его угодья»: ну была перепись населения / спрашивают / что это тут за поселение?// вот так / нам дали право выселяться / вот мы теперь тут живём // «какое вроде вы имеете право // вам надо сюды помещика / чтобы вами кто-то управлял» // «нам не надо никого / мы выбрали там / старосту / и вот всё у нас управление идёт / староста нами управляет // мы всё / там дань платим / вот / рекрутов / солдат / в армию / посылаем» / вот // а тут… «нет / вам надо обязательно сюды помещика» // ну / притеснять начали / у нас отличный порядок хороший / в селе» // вот так было // и притесняли и после этого и сделали сход / подобрали мужика / и послали его в Москву // к Екатерине Второй // хорошего мужика подобрали / с хорошей бородой / тогда ведь все были с бородами / красивого // ну и вот / приехал этот… мужик / к Екатерине Второй / ну и она его приняла / «вот так и так / нас вот притесняют / заставляют нас… значит… к нам хотят помещика / нам не надо никакого помещика / у нас свой / свой строй / у нас староста есть / и мы всё / дань мы / платим / всё» //

В некоторых текстах упоминается имя этого ходока – Иван Зиновьев, «муж благоразумный», которому императрица якобы подарила на прощание кафтан и сказала: «Будь ты из старших старший!». По возвращении «Иван Зиновьев прогнал по шапке двух господ / которые хотели забрать наше село в свои руки».

В связи с этим важным для жителей Самодуровки событием возникло предание, которое до сих пор бытует в селе. В нем притязания помещиков на село, их попытки захватить его оборачиваются для них печальными последствиями: в каждом селе был барин / значит на барина работать надо было / а наше-то село нету / никого / барина-то никакого // …богачи которые / эти купцы-ти / богачи-то / завидовать стали нашей земле и нашим народам / что я поеду завладаю / где-то у них как сейчас собранье / там были сходки у них / сходки // я поеду завладаю это село/ оно будет под моим распоряженьем..// не доехал пятнадцать километров /вот за Терешкой / но лопнули глаза // лопнули глаза..// я на этим месте сколько раз проезжала / я с тятей да с соседом ездила это место / они говорят что лопнули глаза // да // уехали назад оне с нем // да //… несколько времени прошло…/ другой / да не может быть этого / что завладать… / да это мое будет село / мое распоряжение // да он поехал / и вот у нас тут дорога была / вот выше туды села / да у него живот лопнул // и сейчас это место зовут Тресянка / да / да / и вернулся //

Считается, что нежелание «жить под барщиной» стало поводом для именования села. Это одна из версий о происхождении названия Самодуровка, существующих сегодня в Белогорном. Согласно ей, отказ поселенцев, обосновавшихся в долине, от барского правления «теснители» расценили как произвол, как самодурство и за это назвали «новопоселенную деревню» Самодуровкой: вам надо обязательно сюды помещика» // ну / притеснять начали / «это неправильно такое / что за самоуправство?» / и за это вот … за самоуправство село назвали / Самодуровка // не сами / это назвали село-то это / ну скажем климовцы / своё село-то Самодуровка / а назвали вот эти вот / теснители //

По другой версии, более распространенной среди жителей, Самодуровкой деревня была названа за то, что была поселена самовольно: сами себе были самодуры / оне вы… вышли сами // Причем, есть тексты с рассказами о том, что новопоселенцы сами выбрали название своему селу на общем сходе. Одни предлагали назвать его по имени речки Мазы, другие – по действиям поселенцев: было как сейчас / заседание / все Мазы / и Самодуровку хотели Мазой назвать // и ее и эту хотели так / а потом подумали / говорят / нет / это будет Самодуровка / самолё… самовольна поселена // вот из-за чего Самодуровкой зовут//

Согласно третьей версии, свое название Самодуровка получила благодаря какому-то помещику, который, объезжая принадлежащие ему земли, увидел на них неизвестное самовольное поселение и, удивившись, назвал его обитателей самодурами: // вот её название-то было / не назову… когда / барин / свой план / решил объехать свой объект / владения / вот / и выехал вот сюда на эти горы / и с удивлением / «это что за самодуры тут?» / вроде самовольное поселение его // и это / село так его названием и осталось // село Самодуровка // самовольники //

На наш взгляд, сохранению этих преданий и многих фактов о заселении Самодуровки во многом способствовало существование рукописной летописи, которая, как говорят, велась старообрядцами с самого образования села, передавалась от старейшины к старейшине, читалась и постоянно дополнялась. В текстах нашего корпуса встречается упоминание о ней. Некоторые рассказчики из числа староверов, говоря о тех или иных событиях из истории села, прямо ссылаются на эту утерянную сегодня книгу, называя ее Библией, хотя, по их же словам, у нее было название «История Самодуровки»:
И вот она / эта Самодурка и образовалась // и вот с тех пор // и тут и начали они жить / и село это…я читал в книге /
вам бы про село рассказать-то // вот у Мишки / там у него Библия есть / он знает / как она зарождалась // да...
вот Акатное / Опалиха и Самодуровка // оттуда барин никакой не поселялся // вот её название-то было / сначала… вот в книге «История Самодуровки» / там //

Как видим, тексты диалектного корпуса с. Белогорное содержат важные сведения об истории его зарождения, необходимые не только для воссоздания летописи этого села, но и для понимания особенностей формирования его говора.


* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 06-06-80428-а

Hosted by uCoz