Кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики
Учебная работа
Дисциплины кафедры
Методические материалы
Научная деятельность
Проекты
Публикации
Аспиранты
Сотрудники кафедры

Содержание учебной дисциплины
"История науки о языке"

1. Предмет и задачи истории лингвистической науки.

Сущность исторического подхода к теории науки. Непрерывность развития научного знания о языке. Новая лингвистическая концепция как степень постижения языка и результат общего уровня научных знаний человечества. Различные пути и методы исследования языка. Связь между многочисленными способами описания языка. Причины неодинаковых интерпретаций одних и тех же явлений в разных научных школах. Процесс изменения объема и характера предмета науки, характера научного описания. Многозначность понятий и терминологических названий в различных научных школах. Интернациональность развития научных знаний. Связь истории лингвистических учений с науковедением и философией научного знания.

2. Теория языка в античности.

2.1. Теория именования. Идеи о языке в диалоге Платона "Кратил": об общем отношении имени и вещи; о человеке, устанавливающем отношение имени и вещи; о моделировании как об основе отношений имени и вещи; об основных правилах такого моделирования — этимологиях.

2.2. Китайское грамматическое учение. Реформы китайской письменности и их последствия. Четыре важнейшие работы китайской грамматики. "Эръя" как совокупный орфографический, энциклопедический и идеологический норматив знаний древних китайцев. "Фанъянь" ("Местные речения") как источник китайской диалектологии. "Шовэнь цзецзы" ("Описание простых и объяснение сложных знаков") — первый "формальный" словарь. "Шимин" ("Объяснение имен") — обоснование связи звучания и значения.

2.3. Индийское грамматическое учение. Графическое представление отношения гласных и согласных звуков в индийской письменности. Грамматический трактат Панини "Восьмикнижие". Мнемонические приемы представления правил. Фонетические классы как основные единицы языка. Классификация фонем по дифференциальным признакам. Понятия одинаковости звуков и подобия звуков. Номенклатура грамматических категорий. Идея ограниченности текстов в правильном языке.

2.4. Греко — латинское (средиземноморское) грамматическое учение. Трактаты греческих философских школ как источник грамматического учения. Роль Аристотеля в становлении грамматического искусства. "Поэтика" Аристотеля. Различие концепций Аристотеля и Платона. Взгляд на язык как на проявление сложившейся системы деятельности. Лингвистические основания логики Аристотеля. Развитие лингвистической терминологии. Различие латинского и греческого языков в области содержания. Стоики и возникновение семиотики. Филологическая традиция в Древней Греции. Гомер и возникновение "критики текста".

3.Теория языка в Средние века

3.1.Идеи графики новописьменных языков. Разные способы образования графических систем: заимствование, частичное изменение исходного алфавита, изобретение принципиально новых букв, видоизменение исходных знаков письменности. Создание тангутской иероглифики и тибетской графики.

3.2. Исследование звукового строя языка. Становление фонологического норматива в Китае под влиянием ритмики и метрики. Историко — сравнительная ориентированность китайской фонологической системы.

3.3. Грамматическое учение арабов. Арабский язык как язык сакральных текстов. "Учение о восхождении", "учение об изменениях", "учение о произношении".

3.4. Разработка грамматической теории в Европе. Квинтилиан и Отцы Церкви. Культурная и языковая ситуация в средневековой Европе. Латинский язык и новоевропейские языки. Общее и специфическое в языковой ситуации Западной и Восточной Европы. Логико — семиотические концепции средних веков. Знаковая теория блаженного Августина. Модисты. Раймунд Луллий и луллизм. Спор об универсалиях. Автохтонные грамматические традиции (ирландская, провансальская, армянская, славянская и др.).

4. "Грамматика Пор — Рояль". Стремление построить всеобъемлющую грамматическую систему на основе обобщения фактов ряда конкретных языков. Первая современная формулировка предмета лингвистического исследования.

5. Формирование сравнительно — исторического языкознания.

5.1.Основоположники сравнительно — исторического метода. Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А.Х. Востоков.

5.2.Сравнительно — историческое языкознание в середине XIX в. Научная деятельность компаративистов. А.Ф. Потт, Г. Курциус, А. Кун, Т. Бенфей, А. Шлейхер, И. Шмидт.

5.3.Принципы и методика сравнительно — исторического исследования.

6. Философия языка в XIX в.

6.1.Романтическое направление.

6.2.Создание концепции общего языкознания. В. Гумбольдт.

6.3.Натуралистическое направление. А. Шлейхер.

6.4.Психологическое направление. Г. Штейнтель, М. Лацарус, В. Вундт, А.А. Потебня.

7. Младограмматический этап в языкознании.

7.1.Методологические основания младограмматизма.

7.2.Лейпцигская школа и характеристика основных проблем, присущих младограмматическому направлению в целом.

7.3.Московская школа.

7.4.Казанская школа.

7.5.Роль младограмматических идей в развитии языкознания.

7.6.Сравнительное языкознание и универсальная грамматика.

8. Критика младограмматизма и поиски нового подхода к языку в конце XIX и начале XX в.

8.1. И.А. Бодуэн де Куртенэ.

8.2. Г. Шухардт. Школа "слов и вещей".

8.3. Эстетическая философия языка. К. Фосслер (Эстетическая школа, или неофилология).

8.4. Неолингвистика (или ареальная лингвистика).

9. Языкознание первой половины XX в.

Актуализация исследования языковой синхронии. Классический структурализм (Пражский, Копенгагенский лингвистические кружки). Язык и этнос: дескриптивизм и этнолингвистика.

10. Языкознание в России XX в.

Русский младограмматизм. Идеи Бодуэна и их развитие. Российский структурализм на родине и в эмиграции. Языкознание за "железным занавесом". "Новое учение о языке". Московская и ленинградская школы. "Дискуссия о языкознании" 1950 г. Интеграция советской (российской) лингвистики в мировую науку.

11. Кризис структурализма. Языкознание как прикладная наука (машинный перевод, искусственный интеллект). Неогумбольдтианство. "Хомскианская революция".

12. Языкознание как единая наука. Современные проблемы лингвистики.

Перечень основной и дополнительной литературы

Основная:

  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 2001.
  2. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рожденственский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975.
  3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.
  4. Березин Ф.М. Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф.П. Филина. М., 1973.
  5. Звегинцев В.А. История языкознания XIX — XX вв. в очерках и извлечениях. Ч. 1 — 2. М., 1965.
  6. Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. М. Изд — во РУДН, 2002.
  7. История лингвистических учений: Древний мир. Л., 1980.
  8. История лингвистических учений: Позднее Средневековье. СПб., 1991.
  9. История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л., 1985.
  10. История лингвистических учений: Средневековый Восток. Л., 1981.

Дополнительная:

  1. Арно А., Лансло К. Всеобщая рациональная грамматика (Грамматика Пор — Рояля) / Пер. Ю.С. Маслова, Е.Д. Панфилова, М.В. Гординой. Л., 1991.
  2. Бокадорова Н.Ю. Французская лингвистическая традиция XVIII — начала XIX века: Структура знания о языке. М., 1987.
  3. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.
  4. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., 1979.
  5. Московско — Тартуская семиотическая школа: История, воспоминания, размышления. М., 1998.
  6. Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / Под ред. А.А. Кибрика, И.М. Кобозевой и И.А. Секериной. М.: Едиториал УРСС, 2002.
  7. Степанова Л.Г. Итальянская лингвистическая мысль XIV — XVI веков (от Данте до позднего Возрождения). СПб., 2000.
  8. Стивенсон В. Вначале было слово: Иллюстрированная история европейского языкознания. М., 2002.
Hosted by uCoz