Кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики
Учебная работа
Дисциплины кафедры
Методические материалы
Научная деятельность
Проекты
Публикации
Аспиранты
Сотрудники кафедры

Содержание учебной дисциплины
"Общее языкознание"

1. Предмет и задачи курса. Различные подходы к объему и содержанию курса. Выделение микро- и металингвистики. Разное содержание термина язык. Общее языкознание как наука об общих закономерностях строения, функционирования и развития языка в целом и проявлении общих законов в отдельных языках. Общее и различное в строении языков. Три типа близости языков: генетическая, типологическая, ареальная. Три типа языковых черт: универсальные, типологические (фреквенталии), рецессивные. Общее и различное в функционировании языков в разные исторические периоды и в разных условиях. Факторы, влияющие на процесс развития и функциональное строения языков.

2. Место языкознания в системе научного знания.

2.1. Язык как определенная система знаний, средство получения, формирования, хранения и передачи знаний. Связь языкознания с циклами других наук, различный характер этой связи.

2.2. Философия как теоретическая база языкознания, связанная с ним общностью ряда и подходов к их решению. Истоки этой связи. Язык как объект философских построений в прошлом и настоящем.

2.3. Языкознание и психология. Связь системы языка и речевой деятельности как основа формирования психолингвистики. Истоки психолингвистического подхода к языку. Основные проблемы психолингвистики. Прикладные аспекты современных психолингвистических исследований.

2.4. Языкознание и семиотика. Отражение связи языкознания с семиотикой, информатикой в современном понимании языка и методов его изучения. Формирование лингвосемиотики. Паралингвистика. Языкознание и информатика. Проблемы обработки, хранения и передачи системы знаний в применении к языку. Машинная обработка языкового материала. Создание машинного фонда языков и подъязыков. Проблема метаязыка и ее значение для разработки ряда лингвистических вопросов. Связь теоретического и прикладного языкознания.

2.5. Языкознание и этнография. Истоки формирования современной этнолингвистика. Вопросы соотношения и народной культуры, народного сознания. Теория Сепира — Уорфа. Современные лингво-культурологических проблем. Национально-культурная специфика языкового поведения и факторы, ее определяющие.

2.6. Языкознание и социология. Связь языкознания и социума, характер и проявление этой связи. Формирование социолингвистики и ее основные проблемы. Различные направления а современной социолингвистики.

2.7. Языкознание и литературоведение. Их историческая связь и современные отношения. Формирование лингвостилистики. Ее проблемы и приемы исследования.

2.8. Языкознание и география. Формирование лингвогеографической методики в процессе изучения представленности языков во времени и в пространстве. Лингвистические и диалектологические карты и атласы, их значение для решения ряда лингвистических проблем. Приемы и методы лингвогеографии.

2.9. Языкознание и математика. Применение математической методики в лингвистических исследованиях. Основания, определяющие возможность такого применения. Математическая лингвистика как особое направление в языкознании.

3. История языкознания

3.1.Понятие научной парадигмы как совокупности наиболее общих идей и методологических установок, определяющих выбор проблем и системы их решения. Парадигмы завершенные и незавершенные.

3.2. Протолингвистика. Древнейшие центры лингвистических исследований. Проблемы письма (Китай, Египет), зарождение словарных разработок (хеттско-финикийское языкознание), развитие интереса к общим проблемам значения слова, связи языка и мышления (Древняя Индия). Античное языкознание: внимание к общим проблемам, разработка грамматических вопросов. Языкознание в средние века. Ошибочность представления о застое в развитии. Практическая направленность (разработка систем письма, использование латинской грамматики). Внимание к общим проблемам в патристике: язык и человек, идеальное и материальное в языке. Подготовка развития сравнительно-исторического языкознания. Роль знакомства с новыми языками, возрождение интереса к античности, повышение значимости родных языков при развивающейся государственности. Взаимодействие идей каталогизации языков и разработки универсальной грамматики на логической основе.

3.3. Формирование сравнительно-исторического языкознания (конец ХVIII — начало XIX в.). Работы Раска, Гримма, Боппа, Востокова. Новый подход к языку как предмету специального изучения. Идея устойчивости и изменчивости языков. Формирование основных принципов изучения языка: непрерывность, единственность, регулярность. Принципы отбора материала для сопоставления и изучения языков. Формирование принципов научной классификации языков. Разработка теоретических проблем о сущности языка, законов его развития в работах В. фон Гумбольдта.

3.4. Развитие языкознания во второй половине ХIX века. Биологическое и психологическое направления. Формирование младограмматического направления. Понимание языка как результата психической деятельности индивида. Соотношение сознательного и бессознательного в развитии языка. Понятие языкового узуса и его изменения. Роль аналогии в развитии языков. Разработка новых методов изучения языков. Внимание к живым говорам. Закон неравномерности в развитии языка. Критика идей младограмматизма как переход к новому этапу в языкознании. Бодуэн де Куртене.

3.5. Языкознание ХХ века. Роль Ф. де Соссюра в формировании нового понимания языка и подхода к его изучению. Основные положения теории Соссюра. Понятие языкового знака. Понятие синхронного среза. Последователи Соссюра. Социологическое направление во Франции. Углубление понимания языковой системы и языкового знака в трудах Балли. Идея нелинейности языкового знака. Парадокс Балли, его современное понимание. Структурна лингвистика. Ее формирование и основные положения.: синхрония, гомогеннность, дедуктивность, структурированность подхода к языку. Глоссематика Л. Ельмслева. Дескриптивная лингвистика; концепция Блумфилда и его последователей. Идея изоморфизма уровней. Теория порождающей грамматики Хомского. Понятие языковой компетенции. Понятие поверхностных и глубинных структур. Пражская лингвистическая школа. Понимание языка как функциональной системы. Современное языкознание как совокупность различных направлений и школ. Их отражение в разработке общетеоретических и частных проблем лингвистики.

4.Система языка. Ее устройство и функционирование.

4.1. Понятие целостности и системности языка. Длительность в формировании системного подхода к языку. Значение идей Гумбольдта, Бодуэна де Куртене, Соссюра. Утверждение идеи системности языка в современном языкознании. Понятие системы и структуры. Типы систем. Основные признаки языковой системы. Языковая система как система знаков. Сложность организации языковой системы. Переходность и вариативность языковой системы. Типы вариантов.

4.2. Понятие языкового знака. Признаки знаков. Типы знаков. Проблема материальности знака, двусторонности и односторонности языкового знака, связи означающего и означаемого, произвольности, мотивированности языкового знака. Асимметрия языкового знака и ее проявления.

4.3. Единицы языковой системы. Принципы их выделения. Типы отношений единиц языковой системы: иерархические, синтагматические, парадигматические. Подсистемы (уровни) языка. Принципы их выделения. Выделение и отождествление языковых единиц. Вариативность языковых единиц. Значение теории оппозиций Трубецкого для выявления единиц языковой системы. Типы оппозиций, отношения между членами оппозиций.

4.4. Фонематический уровень. Сегментные и суперсегментные единицы. Фонема как основная единица этого уровня. Различные подходы к ее выделению. Функции фонем. Фонема и слог. Специфика их соотношения по языкам. Ударение, его типы, специфика языков в этом отношении.

4.5. Морфемный уровень. Морфема как двусторонняя единица. Типы морфем. Их различие по выражаемому значению и формальным признакам. Варианты морфем.

4.6. Лексико-семантический уровень. Слово как основная единица языка. Разные подходы к определению слова. Его функции. Слово как номинативная единица. Референтная функция слова. Слово и языковая картина мира. Многоаспектность слова. Различные подходы к классификации слов. Семантическая структура слова. Проблема многозначности слова. Лексико-семантический вариант. Специфика его реализации в разных языках. Типы сем. Семантические группировки слов. Идея семантического поля. Принципы группировки слов в поля. Фразеологические единицы и их место в системе языка. Отношение фразеологизмов к другим единицам языка. Разные подходы к классификации фразеологизмов.

4.7. Синтакисческий уровень. Его единицы и принципы их выделения. Предложение как единица языка и единица речи. Многообразие типов предложения. Различные подходы к классификации предложений. Основная модель предложения и ее проявление в языках разного типа.

4.8. Проблема текста как системной единицы языка.

5. Типология языковых систем.

5.1. Многообразие языков мира и составляющих его единиц. Классификация единиц по особенностям их распространения. Понятие языковых универсалий. Их типы.

5.2. Развитие типологического подхода к языку. Различные концепция выделения типов языков (Шлейхер, Сепир, Скаличка). Понятие языкового типа. Принципы его выделения.. Характер языковых единиц и отношений между ними как основа выделения языковых типов. Специфика проявления иерархических, синтагматических, парадигматических отношений в языках разного типа.

5.3. Попытка построить диахроническую типологию языков. Языки активного, эргативного, номинативного строя.

5.4. Понятие функциональной парадигмы языка. Ее значение для построения функциональной типологии языков. Понятие языковой ситуации. Современная мировая языковая ситуация.

6. Проблема развития языковых систем.

6.1. Формирование идей развития языковых систем в лингвистике ХIX века. Факторы, определяющие развитие языковых систем.

6.2. Влияние условий функционирования языковых систем. Функциональная парадигма, ее зависимость от условий существования языка. Влияние языковой ситуации на развитие языковой системы.

6.3. Связь развития языка с развитием мышления. Различные концепции в проявлении стадиальности в развитии языка и мышления. Критерии архаичности языковых явлений: необратимость, относительно меньшая степень абстракции, недифференцированность понятийных явлений и т.п. Специфика соотношения логических и языковых процессов.

6.4. Воздействие языковых факторов (внешнее и внутреннее). Воздействие со стороны других языков: опосредованное (культурно-историческое), непосредственное (ареальное). Примеры специфики проявления внешнего влияния в развитии русского и западноевропейских языков (специфика греко-латинского влияния).

6.5. Отражение в развитии языка свойственных языку антиномий (говорящего — слушающего, узуса — системы, избыточности — экономии и т.д.). Ведущие тенденции в развитии языков и их проявление в законах развития языка.

6.6. Общие и частные законы развития языковых систем. Обусловленность общих законов природой языков (знаковые системы), общностью выполняемых функций (коммуникативная и гносеологическая), общими принципами строения (структуры), неразрывной связью с мышлением. Особенности проявления общих законов развития языка. Идея множественности, идея запрета, идея пучка, идея вероятности и т.п. как проявление общих тенденций в развитии языков.

6.7. Внутренние законы развития языка. Их зависимость от специфики конкретных языковых систем. Их связь с общими законами и специфика проявления по языкам.

6.8. Проблема прогресса и регресса в развитии языков.

7. Методы лингвистических исследований.

7.1. Метод как система научных понятий и приемов исследования. Зависимость метода от объекта исследования, теоретических установок, общего уровня развития науки. Сложность языка, его структуры и функционирования, определяющая необходимость использования разных методов при его исследовании. Проблема классификации методов с учетом объекта исследования, аспектов и целей исследования.

7.2. Описательный (дескриптивный) метод исследования. Синхронность и гомогеность как его основные принципы. Различные приемы исследования: наблюдение, лингвистический и психолингвистический эксперимент. Различные приемы анализа материала: выборочный, информантный, оппозиционный, комплексный и т.п.

7.3. Структурные методы исследования. Их развитие на основе учета принципов синхронии, гомогенности, семиотических свойств языка; направленность на выявление сущностных (инвариантных) свойств языка, выделение единиц и уровней языковой системы, объединение единиц в функциональные классы и определение иерархии единиц. Типы структурных методов. Метод непосредственных составляющих, дистрибутивный метод, трансформационный метод.

7.4. Статистико-вероятностный метод. Его основания и условия применения. Принципы и приемы применения данного метода.

7.5. Методы исследования разных языков. Сравнительно-исторический и сопоставительный методы. Общее и различное в их принципах и приемах. Развитие сравнительно-исторической методики. Особое значение формирования приемов внутренней реконструкции, их связь с идеей системности и устойчивости языковой структуры. Изучение неродственных языков. Развитие типологического подхода и типологической методики. Лингвогеографическая методика. Принципы и приемы ее применения.

7.6. Методы изучения речи. Возможности применения методики и изучения языка и разработка собственной методики. Статистико-вероятностный метод и возможности его применения. Эстетико-стилистический метод как совокупность приемов исследования эстетической функции слова. Взаимосвязь методов и возможность использования разных приемов, обеспечивающих всесторонность анализа языка и его функционирования.

Перечень основной и дополнительной литературы

Основная:

  1. Аалпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1999.
  2. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М,, 1975.
  3. Березин Ф.М. Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.
  4. Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ — XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1 — 2. М., 1964 — 1965.
  5. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.
  6. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  7. Общее языкознание / Под ред. А.Е. Супруна. Минск, 1983.
  8. Общее языкознание. В 3 — х т. / Под ред. Б.А. Серебренникова. М., 1970 — 1972.
  9. Солнцев В.М. Язык как системно — структурное образование. М., 1977.
  10. Тарланов З.К. Методы и приемы лингвистических исследований. Петрозаводск, 1993.

Дополнительная:

  1. Баранникова Л.И. Формирование современной научной парадигмы в лингвистике. Функциональный подход к языку // Язык и общество. Вып. 10. Саратов, 1985.
  2. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.
  3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.
  4. Бюлер К. Теория языка. М., 1993
  5. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.
  6. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1983.
  7. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // ВЯ. 1964. № 6.
  8. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М., 1976.
  9. Климов Г.А. Принципы контенсивной типологии. М., 1983.
  10. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000.
  11. Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. 1 — 4. М., 1987 — 1989.
  12. Методологические проблемы языкознания. Киев, 1988.
  13. Национальный язык и национальная культура. М., 1976.
  14. Новое в лингвистике. Вып. 5. М., 1970.
  15. Падучева Е.В. Принцип композиционности в неформальной семантике // Вопросы Языкознания. 1999. № 5. C. 3 — 12.
  16. Плунгян В.А. Общая морфология. М., 2000.
  17. Принципы и методы социолингвистических исследований. М,, 1989.
  18. Принципы описания языков мира. М., 1976.
  19. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.
  20. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. М,, 1989.
  21. Серебренников Б.А. К проблеме отражения развития человеческого мышления в структуре языка // ВЯ. 1970. № 2.
  22. Социальная и функциональная дифференциация литературных языков. М., 1977.
  23. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975.
  24. Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971.
  25. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание: Электронный учебник. Тверь, 1999.
  26. Талми Л. Отношение грамматики к познанию // Вестник МГУ. Филология. 1999. №№ 1, 4, 6.
  27. Универсалии и типологические исследования. М., 1974.
  28. Фундаментальные направления современной американской лингвистики / Под ред. А.А. Кибрика, И.М. Кобозевой, И.А. Секериной. М., 1997. С. 208 — 230, 340 — 389.
  29. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 1977.
  30. Якобсон Р.О. Избранные работы. М. , 1985.
Hosted by uCoz