Кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики
Учебная работа
Дисциплины кафедры
Методические материалы
Научная деятельность
Проекты
Публикации
Аспиранты
Сотрудники кафедры

Содержание учебной дисциплины
"Психолингвистика"

1. Психолингвистика как наука. Ее предмет и история.

1.1. Что такое психолингвистика. Объект, предмет и методы психолингвистики.

1.2.Междисциплинарность психолингвистики. Психолингвистика в ряду других наук. Психолингвистика и когнитивная лингвистика.

1.3.История психолингвистики. Предпосылки возникновения психолингвистики в трудах лингвистов, психологов и физиологов 19 — 20 вв.

1.4.Начальный этап формирования психолингвистики как науки. Ассоцианистское и трансформационистское направления в психолингвистике (психолнгвистика 1-го поколения, Ч. Осгуд, психолингвистика 2-го поколения, Миллер и Хомский).

1.5. Психолингвистика третьего поколения. Развитие отечественной психолингвистики.

2. Модели и теории порождения и понимания речи.

2.1. Стохастические (вероятностные) модели порождения речи, модели непосредственно составляющих.

2.2. Когнитивная модель порождения речи, трансформационные модели.

2.3. Модели порождения речи Леонтьева — Ахутиной и Выготского — Жинкина. Понятие УПК (универсально-предметного кода).

2.4. Эвристичность моделей порождения речи. Порождение речи в разных коммуникативных условиях.

2.5. Модели понимания высказывания. Восприятие и понимание речи. Специфика понимания речи.

2.6. Прогнозирование в речевой деятельности. Понятие "установки". Экспериментальные доказательства существования явления установки в речевом общении.

3. Проблема "язык и мышление".

3.1. История проблемы "язык и мышление". Работы Л.С. Выготского.

3.2. Эмпирические доказательства невербальности мышления.

3.3. Экспериментальные доказательства невербальности мышления.

4. Психолингвистика и нейролингвистика. Речь и строение мозга.

4.1. Изучение строения мозга. Речевые зоны — зона Брока и зона Вернике. Речь при локальных поражениях мозга. Виды афазий.

4.2. Функциональная асимметрия мозга. Роль правого и левого полушарий в речевой деятельности. Экспериментальные доказательства различий работы правого и левого полушарий мозга при восприятии и производстве речи.

5. Билингвизм. Психолингвистический аспект изучения иностранного языка.

5.1. Понятие билингвизма. Разница в усвоении языка, выученного школьным и натуральным методами.

5.2. Раннее двуязычие. Развитие "двуязычного" ребенка.

5.3. Изучение иностранного языка как психолингвистическая проблема. Преимущества натурального метода изучения языка.

5.4. Понимание иноязычного текста: роль лексики и грамматики.

6. Психолингвистика и филогенез языка. Проблема происхождения языка.

6.1. Теории происхождения языка: теория звукоподражания, междометная теория, трудовая теория, жестовая теория. Недостаточная объяснительная сила теорий происхождения языка.

6.2. Психолингвистический подход к происхождению языка. Теория "язык как инстинкт" С. Пинкера.

7. Онтогенез речи. Детская речь.

7.1. Проблема врожденного характера языковой способности. Критический период для освоения речи.

7.2. Дословесный этап развития языковой способности: стадии жестового (протоязыкового) и голосового развития ребенка (крик, гуление и лепет).

7.3. Становление фонетической системы речи ребенка. Формирование фонематического восприятия речи. Овладение нормами произношения. Овладение слоговой структурой слова.

7.4. Становление лексико-семантической системы речи ребенка. Звукоизобразительные элементы, квазислова, слова с обобщающей функцией. Развитие значения слова в онтогенезе.

7.5. Ошибки в речи детей. Детское словотворчество.

7.6. Становление грамматической системы речи ребенка. Освоение морфологии и синтаксиса родного языка. Стремление детей к универсальности. "Универсальная" детская грамматика.

7.7. Изменение механизмов мышления в онтогенезе. Переход от невербального к вербальному мышлению. Явление "детской амнезии".

7.8. Детская речь как речь разговорная. Детская речь в сравнении с речью взрослых.

8. Прикладные аспекты психолингвистики.

8.1. Патопсихолингвистика. Изучение патологических отклонений в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности.

8.2. Судебная психолингвистика. Определение правдивости высказываний и идентификация личностных особенностей и пола автора анонимного текста.

8.3. Автоматический анализ текста. Создание систем искусственного интеллекта.

8.4. Психолингвистика и речевое воздействие. Психолингвистическая конфликтология.

8.5. Нейро-лингвистическое программирование.

9. Этнопсихолингвистика.

9.1. Понятия языкового сознания и языковой картины мира. Теория лингвистической относительности Сепира — Уорфа. Вопрос о том, способен ли язык влиять на мышление. Критика теории лингвистической относительности.

9.2. Язык и культура. Явление культурного шока.

10. Эксперимент в психолингвистике.

10.1. Эксперимент как ведущий метод психолингвистических исследований. Роль эксперимента в психолингвистике. Методика проведения эксперимента.

10.2. Различные типы экспериментов: ассоциативный эксперимент, метод семантического дифференциала, методика дополнения, методика заканчивания предложения, методы косвенного исследования семантики, градуальное шкалирование, методика определения грамматической правильности, опросник, методика прямого толкования слова, классификация.

Перечень основной и дополнительной литературы

основная:

  1. Белянин В.П. Психолингвистика. М., 2003.
  2. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия / Сост. К.Ф. Седов. М., 2004.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
  4. Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике. М., 2003.
  5. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 2001.
  6. Жинкин Н.И. Язык, речь, творчество. М., 1998.
  7. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999.
  8. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций, М., 2001.
  9. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. — СПб, 2003.
  10. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  11. Лепская Н.И. Язык ребенка: Онтогенез речевой коммуникации. М., 1997.
  12. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
  13. Общая психолингвистика: Хрестоматия. / Сост. К.Ф. Седов. М., 2004.
  14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
  15. Пинкер С. Язык как инстинкт. М., 2004.
  16. Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия / Авторы-сост. В.К. Радзиховская, Л.Х. Головенкина, А.П. Пирьянов и др. Под ред. В.К. Радзиховской. М., 2003.
  17. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л., 1989.
  18. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 2003.
  19. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.
  20. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
  21. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2001.
  22. Хомский Р. Язык и мышление. М., 1972.
  23. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000.
  24. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995.

дополнительная:

  1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 1975.
  2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.
  3. Балонов В.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. Л., 1976.
  4. Горошко Е.И. Языковое сознание. М., 2002.
  5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
  6. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
  7. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование. Воронеж, 1990.
  8. Иванов В.В. Чет и нечет. М., 1980.
  9. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М., 1993.
  10. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
  11. Национально — культурная специфика речевого поведения. М., 1977.
  12. Норман Б.Ю. Язык: знакомый незнакомец. Минск, 1987.
  13. Психолингвистика: Сб. статей. М., 1984.
  14. Русский ассоциативный словарь / Ю.Н. Караулов и др. М., 1994 — 2002.
  15. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.
  16. Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1958.

Ресурсы Интеренет

  1. http://www.csa.ru/DistanceLearning/course1/index.html
  2. www.vaal.ru
  3. www.nlp.ru
  4. www.textology.ru
  5. www.linguistlist.ru
Hosted by uCoz