Содержание
учебной дисциплины
"Психолингвистика"
1.
Психолингвистика как наука. Ее предмет и история.
1.1. Что такое
психолингвистика. Объект, предмет и методы психолингвистики.
1.2.Междисциплинарность
психолингвистики. Психолингвистика в ряду других наук. Психолингвистика
и когнитивная лингвистика.
1.3.История
психолингвистики. Предпосылки возникновения психолингвистики в трудах
лингвистов, психологов и физиологов 19 — 20 вв.
1.4.Начальный этап
формирования психолингвистики как науки. Ассоцианистское и
трансформационистское направления в психолингвистике (психолнгвистика
1-го поколения, Ч. Осгуд, психолингвистика 2-го поколения, Миллер и
Хомский).
1.5. Психолингвистика
третьего поколения. Развитие отечественной психолингвистики.
2. Модели и
теории порождения и понимания речи.
2.1. Стохастические
(вероятностные) модели порождения речи, модели непосредственно
составляющих.
2.2. Когнитивная модель
порождения речи, трансформационные модели.
2.3. Модели порождения
речи Леонтьева — Ахутиной и Выготского — Жинкина. Понятие УПК
(универсально-предметного кода).
2.4. Эвристичность моделей
порождения речи. Порождение речи в разных коммуникативных условиях.
2.5. Модели понимания
высказывания. Восприятие и понимание речи. Специфика понимания речи.
2.6. Прогнозирование в
речевой деятельности. Понятие "установки". Экспериментальные
доказательства существования явления установки в речевом общении.
3. Проблема "язык
и мышление".
3.1. История проблемы
"язык и мышление". Работы Л.С. Выготского.
3.2. Эмпирические
доказательства невербальности мышления.
3.3. Экспериментальные
доказательства невербальности мышления.
4.
Психолингвистика и нейролингвистика. Речь и строение мозга.
4.1. Изучение строения
мозга. Речевые зоны — зона Брока и зона Вернике. Речь при локальных
поражениях мозга. Виды афазий.
4.2. Функциональная
асимметрия мозга. Роль правого и левого полушарий в речевой
деятельности. Экспериментальные доказательства различий работы правого
и левого полушарий мозга при восприятии и производстве речи.
5. Билингвизм.
Психолингвистический аспект изучения иностранного языка.
5.1. Понятие билингвизма.
Разница в усвоении языка, выученного школьным и натуральным методами.
5.2. Раннее двуязычие.
Развитие "двуязычного" ребенка.
5.3. Изучение иностранного
языка как психолингвистическая проблема. Преимущества натурального
метода изучения языка.
5.4. Понимание иноязычного
текста: роль лексики и грамматики.
6.
Психолингвистика и филогенез языка. Проблема происхождения языка.
6.1. Теории происхождения
языка: теория звукоподражания, междометная теория, трудовая теория,
жестовая теория. Недостаточная объяснительная сила теорий происхождения
языка.
6.2. Психолингвистический
подход к происхождению языка. Теория "язык как инстинкт" С. Пинкера.
7. Онтогенез
речи. Детская речь.
7.1. Проблема врожденного
характера языковой способности. Критический период для освоения речи.
7.2. Дословесный этап
развития языковой способности: стадии жестового (протоязыкового) и
голосового развития ребенка (крик, гуление и лепет).
7.3. Становление
фонетической системы речи ребенка. Формирование фонематического
восприятия речи. Овладение нормами произношения. Овладение слоговой
структурой слова.
7.4. Становление
лексико-семантической системы речи ребенка. Звукоизобразительные
элементы,
квазислова, слова с обобщающей функцией. Развитие значения слова в
онтогенезе.
7.5. Ошибки в речи детей.
Детское словотворчество.
7.6. Становление
грамматической системы речи ребенка. Освоение морфологии и синтаксиса
родного языка. Стремление детей к универсальности. "Универсальная"
детская грамматика.
7.7. Изменение механизмов
мышления в онтогенезе. Переход от невербального к вербальному мышлению.
Явление "детской амнезии".
7.8. Детская речь как речь
разговорная. Детская речь в сравнении с речью взрослых.
8. Прикладные
аспекты психолингвистики.
8.1. Патопсихолингвистика.
Изучение патологических отклонений в формировании и протекании речевых
процессов в условиях несформированности или распада личности.
8.2. Судебная
психолингвистика. Определение правдивости высказываний и идентификация
личностных особенностей и пола автора анонимного текста.
8.3. Автоматический анализ
текста. Создание систем искусственного интеллекта.
8.4. Психолингвистика и
речевое воздействие. Психолингвистическая конфликтология.
8.5. Нейро-лингвистическое
программирование.
9.
Этнопсихолингвистика.
9.1. Понятия языкового
сознания и языковой картины мира. Теория лингвистической
относительности Сепира — Уорфа. Вопрос о том, способен ли язык влиять
на мышление. Критика теории лингвистической относительности.
9.2. Язык и культура.
Явление культурного шока.
10. Эксперимент в
психолингвистике.
10.1. Эксперимент как
ведущий метод психолингвистических исследований. Роль эксперимента в
психолингвистике. Методика проведения эксперимента.
10.2. Различные типы
экспериментов: ассоциативный эксперимент, метод семантического
дифференциала, методика дополнения, методика заканчивания предложения,
методы косвенного исследования семантики, градуальное шкалирование,
методика определения грамматической правильности, опросник, методика
прямого толкования слова, классификация.
Перечень
основной и дополнительной литературы
основная:
- Белянин В.П.
Психолингвистика. М., 2003.
- Возрастная
психолингвистика: Хрестоматия / Сост. К.Ф. Седов. М., 2004.
- Выготский Л.С. Мышление
и речь. М., 1996.
- Горелов И.Н. Избранные
труды по психолингвистике. М., 2003.
- Горелов И.Н., Седов
К.Ф. Основы психолингвистики. М., 2001.
- Жинкин Н.И. Язык, речь,
творчество. М., 1998.
- Залевская А.А. Введение
в психолингвистику. М., 1999.
- Красных В.В. Основы
психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций, М., 2001.
- Леонтьев А.А. Основы
психолингвистики. М. — СПб, 2003.
- Леонтьев А.А. Основы
теории речевой деятельности. М., 1974.
- Лепская Н.И. Язык
ребенка: Онтогенез речевой коммуникации. М., 1997.
- Лурия А.Р. Язык и
сознание. М., 1979.
- Общая
психолингвистика: Хрестоматия. / Сост. К.Ф. Седов. М., 2004.
- Пиаже Ж. Речь и
мышление ребенка. М., 1994.
- Пинкер С. Язык как
инстинкт. М., 2004.
- Психолингвистика в
очерках и извлечениях: Хрестоматия / Авторы-сост. В.К. Радзиховская,
Л.Х. Головенкина, А.П. Пирьянов и др. Под ред. В.К. Радзиховской. М.,
2003.
- Сахарный Л.В. Введение
в психолингвистику. Л., 1989.
- Слобин Д., Грин Дж.
Психолингвистика. М., 2003.
- Солсо Р. Когнитивная
психология. М., 1996.
- Тер-Минасова С.Г.
Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
- Фрумкина Р.М.
Психолингвистика. М., 2001.
- Хомский Р. Язык и
мышление. М., 1972.
- Цейтлин С.Н. Язык и
ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000.
- Шахнарович А.М. Общая
психолингвистика. М., 1995.
дополнительная:
- Ахутина Т.В.
Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 1975.
- Ахутина Т.В. Порождение
речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.
- Балонов В.Я., Деглин
В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. Л., 1976.
- Горошко Е.И. Языковое
сознание. М., 2002.
- Жинкин Н.И. Механизмы
речи. М., 1958.
- Жинкин Н.И. Речь как
проводник информации. М., 1982.
- Залевская А.А. Слово в
лексиконе человека: Психолингвистическое исследование. Воронеж, 1990.
- Иванов В.В. Чет и
нечет. М., 1980.
- Караулов Ю.Н.
Ассоциативная грамматика русского языка. М., 1993.
- Караулов Ю.Н. Русский
язык и языковая личность. М., 1987.
- Национально —
культурная специфика речевого поведения. М., 1977.
- Норман Б.Ю. Язык:
знакомый незнакомец. Минск, 1987.
- Психолингвистика: Сб.
статей. М., 1984.
- Русский ассоциативный
словарь / Ю.Н. Караулов и др. М., 1994 — 2002.
- Стернин И.А. Введение
в речевое воздействие. Воронеж, 2001.
- Чуковский К.И. От двух
до пяти. М., 1958.
Ресурсы
Интеренет
- http://www.csa.ru/DistanceLearning/course1/index.html
- www.vaal.ru
- www.nlp.ru
- www.textology.ru
- www.linguistlist.ru
|