Кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики
Учебная работа
Дисциплины кафедры
Методические материалы
Научная деятельность
Проекты
Публикации
Аспиранты
Сотрудники кафедры

Содержание учебной дисциплины
"Социолингвистика"

1. Социолингвистика как наука.

1.1. Предмет социолингвистических исследований: воздействие окружающей среды на язык и речевое поведение людей, профессиональные и социальные варианты языка, развитие и функционирование национального языка и т.д. Функционирование языка как объект социолингвистики

1.2. Истоки социолингвистики. Работы отечественных и зарубежных исследователей 19 — 20 вв. Становление социолингвистики как самостоятельной научной дисциплины. Междисциплинарность социолингвистики.

2. Направления социолингвистических исследований.

2.1. Синхроническая социолингвистика. Языковая социализация, понятие социальной роли, овладение основами "ситуативной грамматики".

2.2. Диахроническая социолингвистика. Изучение истории языка в связи с историей общества.

2.3. Макросоциолингвистика. Изучение крупномасштабных процессов и отношений, имеющихся в языке.

2.4. Микросоциолингвистика. Изучение использования языка в малых социальных общностях: в семье, производственной группе и т.д.

2.5. Теоретическая и экспериментальная социолингвистика. Экспериментальное изучение проблемы "язык и общество".

2.6. Социолингвистика и социология языка. Междисциплинарность и промежуточность социологии языка.

2.7. Прикладная социолингвистика. Обучение иностранному языку, разработка языковой политики государства.

3. Методы социолингвистических исследований.

3.1. Отбор информантов. "Генеральная совокупность" в социолингвистическом исследовании и способы ее формирования.

3.2. Методы сбора материала. Наблюдение как способ сбора социолингвистической информации. Парадокс наблюдателя. Включенное наблюдение.

3.3. Направленные методы сбора социолингвистического материала. Устное интервью, анкетирование, тесты.

3.4. Обработка и представление статистических результатов. Использование методов математической статистики. Таблицы, диаграммы, схемы как способ графического отображения информации.

3.5. Анализ письменных источников. Письменные тексты и язык СМИ как источники социолингвистической информации.

3.6. Соотношение направлений социолингвистических исследований и методов сбора материала.

3.7. Виды шкал, используемых для обработки (измерения) социолингвистических данных.

3.8. Социолингвистические переменные, характер их корреляции; способы представления в социолингвистических исследованиях.

3.9. Проблема достоверности социолингвистических данных.

4. Формы существования языка, их взаимодействие.

4.1. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Типы литературных языков по их социальным функциям. "Возраст" литературных языков, степень преемственности в их развитии как факторы социолингвистических различий.

4.2. Территориальные, социальные диалекты, просторечие как формы существования языка.

4.3. Сочетание параметров социального и территориального варьирования.

4.4. Интерференция. Ее проявления в разных подсистемах языка.

5. Понятие языковой ситуации. Типология языковых ситуаций.

5.1. Понятие языковой ситуации. Три основных группы языковых ситуаций. Тенденции к политической и культурной автономии и тенденции к "новому федерализму".

5.2. Типология языковых ситуаций: однокомпонентные и многокомпонентные, одноязычные и многоязычные, демографически равновесные и неравновесные, коммуникативно сбалансированные и несбалансированные ситуации, ситуации с тождественным и различным юридическим статусом языков, ситуации близкородственного, неблизкородственного и неродственного двуязычия.

5.3. Демографические факторы в динамике языковых ситуаций: урбанизация, диаспоры и компактное проживание этноязыковых групп.

6. Языковое строительство, языковое планирование, языковая политика. Роль государственных и общественных организаций в ее осуществлении.

6.1. Специфика языковой политики в одноязычных, многоязычных, демократических и тоталитарных социумах.

6.2. Компоненты национально-языковой политики.

6.3. Теоретическое обоснование и юридическая регламентация языковой политики.

6.4. Административно-экономическое регулирование языковой политики.

7. Смешение языков. Пиджины и креольские языки.

7.1. Койне и лингва франка, пути их сложения и функции. Зарождение контактного языка.

7.2. Пиджины. Их виды, функции, эволюция и лингвистические особенности.

7.3. Креолизация, сложение посткреольского континуума, декреолизация.

7.4. Функционирование развитых пиджинов и контактных языков.

Перечень основной и дополнительной литературы

основная:

  1. Беликов В.И. Крысин Л.П. Социолингвистика. М., 2001.
  2. Белл Р. Социолингвистика. М., 1980.
  3. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание М., 1979 (раздел "Социолингвистика").
  4. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989.
  5. Крысин Л.П. Язык в современном обществе. М., 1977.
  6. Мечковкая Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. М., 2001.
  7. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 2000.
  8. Новое в лингвистике. Вып. 7. Социолингвистика. М., 1975.
  9. Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. М., 2003.
  10. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория. Проблемы. Методы. М., 1976.
  11. Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. М., 1978.

дополнительная:

  1. Алпатов В.М. 150 языков и политика. 1917 — 2000. Социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства. М., 2000.
  2. Багана Ж. Судьба европейского языка в Африке. Саратов, 2003.
  3. Баранникова Л.И. К вопросу о развитии функционально — стилевого многообразия языка (статья первая) // Вопросы стилистики. Вып. 6. Саратов, 1973.
  4. Баранникова Л.И. К вопросу о развитии функционально — стилевого многообразия языка (статья вторая) // Вопросы стилистики. Вып. 6. Саратов, 1973.
  5. Баранникова Л.И. К проблеме соотношения русского литературного языка и общенародного койнэ // Типы наддиалектных форм языка. М., 1981.
  6. Баранникова Л.И. О месте разговорной речи в функциональной парадигме русского языка // Функциональная стратификация языка. М., 1985.
  7. Баранникова Л.И. Русские народные говоры в советский период. Саратов, 1967.
  8. Беликов В.И. Пиджины и креольские языки Океании: Социолингвистический очерк. М., 1998.
  9. Виноградов В.В., Коваль А.И., Порхомовский В.Я. Социолингвистическая типология. Западная Африка. М., 1984.
  10. Дубровина К.Н. Студенческий жаргон // Филологические науки. 1980. № 1.
  11. Ермакова О.П., Земская Е.А., Розина Р.И. Слова, с которыми мы все встречались. Толковый словарь русского общего жаргона. М., 1999.
  12. Зарубежный Восток. Языковая ситуация и языковая политика. М., 1986.
  13. Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике. Вып. 7 . Социолингвистика. М., 1975.
  14. Никольский Л.Б. Синхронная лингвистика. М., 1976.
  15. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986.
  16. Новое в лингвистике. Вып. 6. Языковые контакты. М., 1973.
  17. Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 1996
  18. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 1989.
  19. Сигуан М.. Макки У.Ф. Оразование и двуязычие. М., 1990.
  20. Скворцов Л.И. Литературный язык, просторечие и жаргон в их взаимодействии // Литературная норма и просторечие. М., 1977.
  21. Степанов Г.В. Типология языковых состояний и ситуаций в странах романской речи. М., 1976.
  22. Теоретические проблемы социальной лингвистики. М., 1981.
  23. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
  24. Эдельман Д.И. К проблеме "язык" или "диалект" в условиях отсутствия письменности // Теоретические основы классификации языков мира. М, 1980.
  25. Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.
Hosted by uCoz